О древнегреческих артистах, пермских зрителях и современной хореографии
В Перми продолжается фестиваль современного искусства «Территория». Кирилл Серебренников объясняет, зачем артисту свобода. Пермяки смотрят хореографическую эротику и перевоплощения Мамышева-Монро, а также ждут появления телеканала «Культура-2». Бурную жизнь города изучает корреспондент Infox.ru Алла Шендерова.
По московскому времени
«Кто хочет быть артистом Древней Греции, сейчас, в Перми в 11 утра?..» -- таким призывом Кирилл Серебренников заставляет вздрогнуть невыспавшуюся студенческую массу. Они приехали сюда из театральных школ Алтая, Екатеринбурга, Казани, Саратова, Ярославля и Москвы. Короче, из разных часовых поясов. В Москве, например, сейчас еще девять утра. «Начинать мастер-класс в такую рань очень мучительно», -- признается Серебренников. И разрешает студентам свободно перемещаться по залу. Однако студенты остаются сидеть на трибунах, а Серебренников расхаживает с микрофоном в центре -- по мизансцене похоже на ток-шоу. Мастер-класс под названием «Зачем артисту свобода» -- краткий экскурс по всемирной истории театра, от Древней Греции до наших дней. Серебренников вроде бы повторяет все то, что проходят по истории театра в любом гуманитарном вузе, но энергии и обаяния в его рассказе столько, что оторваться трудно. Вдобавок он то и дело вытаскивает на середину кого-то из публики, заставляя, к примеру, разыгрывать сценку в стиле итальянской комедии дель арте. Под громкий хохот и крики сокурсников студенты пробуют раз, другой, третий…
Получается, что театр можно мастерить прямо здесь и сейчас без заранее разученных ролей, костюмов, реквизита, да еще в девять утра по московскому времени.
У причала
Все-таки надо выбираться в город. Из огромных, давно выбитых и не везде пока застекленных окон здания Речного вокзала открывается прекрасный вид на Каму. Раньше отсюда плавали в Набережные Челны, Елабугу, Соликамск, Ижевск… Так и осталось в одном из залов расписание кораблей и цены на билеты невесть какого года. Взрослый билет до Набережных Челнов стоит 9 рублей 80 копеек.
«Речной вокзал» -- историческое название здания, где теперь помещается галерея PERMM, открытая год назад Маратом Гельманом. Справа от входа красуется рукотворный лес из огромных деревянных столбов с нахохлившимися деревянными птицами -- вероятно, в память о корабельных лесах. А слева появились стрелки с цифрами: до лондонской галереи «Тейт» -- 4220 км, до парижского центра «Помпиду» -- 4208, до Нью-йоркского музея Гугенхайма -- 8845 км.
Шутки шутками, а Гельман, похоже, и вправду вписал свою галерею в список самых важных музеев. По крайней мере, для Пермского края. Поток посетителей не иссякает и во время «Территории», хотя сейчас здесь работает небольшая выставка видеоарта: экраны транслируют перевоплощения Владислава Мамышева-Монро и человеческую толпу, превращающуюся в причудливые узоры -- «Зиг-Заг» израильской художницы Михаль Ровнер.
Зона кончилась
Стоит перейти дорогу, и оказываешься в другом измерении. Заколоченное здание железнодорожной станции «Пермь-1» вполне сгодилось бы для съемок «Сталкера» Тарковского. Поезда здесь больше не останавливаются. Еще одна подходящая натура -- здание Краеведческого музея, окна которого завешаны полотном. Однако с недавних пор рассыпающееся чугунное кружево некогда красивейших ворот оседлали рабочие: идет ремонт. Похоже, жизнь кипит не только на «Территории». Вообще, когда идешь по этому городу, не покидает чувство, что до недавнего времени тут и вправду была какая-то таинственная мертвая зона. Но теперь город очнулся.
Всюду чинят, красят, вывозят мусор. Несмотря на воскресенье, строительные работы не прекращаются даже в Церкви святого Митрофания -- она простояла закрытой не одно десятилетие. Недавно сюда вернули чудотворную икону Митрофания Воронежского, в честь которого и названа церковь. Левый придел по-прежнему отдан Художественной галерее Перми, которая славится коллекцией деревянной скульптуры. Этот музей -- первое, что называет каждый москвич, побывавший в Перми. Около музея тщательно подметают сквер, а асфальт у входа кажется вымытым -- как в советские времена, когда готовились к приезду большого начальства.
Однако сравнивать с советскими временами не хочется. Театральный режиссер Борис Мильграм, больше года назад ставший министром культуры Пермского края и без устали повторяющий, что культура -- «вещь эффектная и наименее затратная», не сторонник показухи. На «Территорию» Мильграм ходит и как простой зритель, и как участник -- вместе с композитором Владимиром Мартыновым он устроил прием для гостей феста. Впрочем, прием -- слово слишком громкое. Он прошел на втором этаже Речного вокзала, в том фойе, где пока нет стекол, а стены занавешены черным полотном. Среди публики был замечен Александр Архангельский -- поговаривают, он всерьез намерен сделать в Перми телеканал «Культура-2».
Следуя страсти
Ну а что же рядовые горожане, спросите вы? На кой ляд им сдался весь ваш авангард? Лично у меня опасения были. Например, когда собиралась на балет Большого театра Женевы. Сам балет состоит из трех частей: «Пара-дис» (хореограф Сабуро Тешигавара), «Следуя страсти» (Андонис Фониадакис) и «Далеко» (Сиди Ларби Шеркауи). Это современный танец, во время которого хореографы позволяют себе разъять на части классические балетные движения и классическую музыку, а то и вовсе прерывают действие, рассказывая зрителю юморески о гастролях балета в Китае -- так поступил бельгиец Сиди Ларби Шеркауи в своем «Далеко». А уж когда в «Следуя страсти» танцоры под баховские «Страсти по Матфею» стали принимать недвусмысленные эротические позы, казалось, что вот-вот пермский зритель затопает ногами и закричит «позор!». Я готова была их понять: люди пришли в свой Театр оперы и балета -- традиционное здание 19 века с таким же традиционным репертуаром. А тут «Следуя страсти»! В прошлые годы спектакли «Территории» даже в Москве вызывали шок…
Однако темпераментный, но идеально отточенный танец артистов Андониса Фониадакиса все длился, а зрители сидели тихо, как мыши. Балет «Следуя страсти» закончился овациями. А балет «Далеко», в котором хореограф умудрился, несмотря на все гэги, подняться до мощи возрожденческих фресок, бисировали трижды.
Комментировать происходящее, кричать, что Пермь стала-таки культурной столицей России (чего и добивается Борис Мильграм вместе с губернатором края Олегом Чиркуновым), пока рано. Однако время спячки здесь определенно кончилось.
Сегодня на «Территории» состоится мастер-класс режиссера и художника Дмитрия Крымова. О его спектакле «Смерть жирафа» -- в следующем репортаже.