Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Современные художники воспели бульдозер

В рамках параллельной программы 3-й Московской биеннале современного искусства в Крокин-галерее открылась коллективная экспозиция «Трактористы», посвященная 35-летию «Бульдозерной выставки». Знаковое для истории нашего современного искусства событие -- разгром пленэрного выступления нонконформистов 15 сентября 1974 года «искусствоведами в штатском» -- в галерее помянули своеобразно.

Как почти у всякого революционного движения, у отечественного современного искусства сложилась своя агиография со своего рода житиями, мучениками, страстями, с канонической историей и, как водится, с апокрифами, инако трактующими эпохальные события. Видимо, к таким апокрифам и надо отнести открывшуюся в Крокин-галерее выставку.

Озеленители с ковшами

Само это сентябрьское выступление группы московских художников-нонконформистов под руководством Оскара Рабина на пустыре в районе новостроек Беляева до сих пор вызывает самые разные толкования. Действительно, что это было? Диссидентская демонстрация? Спланированный перформанс? Спонтанный хэппенинг? Так или иначе, но режиссерскую руку к постановке этой акции приложила и сама власть, добавив в список действующих лиц гэбистов и райкомовцев, переодетых активистами-озеленителями. Впрочем, неуклюже залезая в эту драматургию, и сама власть толком не представляла, чем закончится последний акт пьесы.

А было так: едва художники вышли на пустырь и стали распаковывать свои произведения (по словам одного из участников акции Михаила Федорова-Рошаля, он даже не успел развязать веревки), как появились некие «озеленители» с саженцами и стали, как говорится, наезжать на пленэрщиков. Потом уже наехали собственно механизмы. Но не пресловутые бульдозеры, а поливальные машины марки ЗИЛ-130, правда, с натуральными ковшами-ножами.

«Бульдозерный» эффект

Однако у мифотворцев глаза велики, а у западных журналистов, приглашенных нонконформистами в качестве наблюдателей, и того больше. В общем, их легкие перья и головы, в которых, вероятно, вертелась мысль о советской танковой угрозе, и породили устрашающие механизмы на гусеничном ходу со сверкающими лезвиями ножей. Неловкая потасовка, в которой помяли не только художников, но и журналистов, закончилась как-то нелепо, но с весомым пиаровским результатом. Нескольких художников ночь продержали в КПЗ, а в это время по мировым СМИ прошла весть с ключевым словом -- «бульдозеры». Как известно, то, к чему стремились акционисты -- обрести массового зрителя, власть вынуждена была им дать. Через неделю в Измайловском парке состоялась разрешенная однодневная выставка «на открытом воздухе», которую, как говорят, посетило около 20 тысяч любителей современного искусства. Хотя, скорее всего, это тоже гипербола. А дальше пошли выставки на ВДНХ, началась история Горкома графиков на Малой Грузинской как история о некоей катакомбной церкви и т. д.

Зеркало для «трактористов»

Выставку в Крокин-галерее как раз и следует рассматривать в жанре художнической агиографии, поскольку главным ее объектом является инструмент мученичества, как бы орудие казни -- пресловутый бульдозер, ковшом-ножом которого и произошло усекновение современного искусства. Продолжая в том же духе, дальнейшее можно описать так: почти похороненное искусство (как известно, некоторые картины «озеленители» сожгли на костре в Беляеве) через какое-то время чудесным образом воскресло, обратив в свою веру толпы неофитов.

Таким образом, бульдозер с ковшом как орудие страстей превращается в объект поклонения. Ведь неслучайно пару лет тому назад перед зданием Госцентра современного искусства был установлен памятный знак -- ржавый ковш. Получилось нечто вроде памятника неизвестному бульдозеру. И этот самый страшный и священный для художественного сообщества агрегат на все лады склоняют экспонаты нынешней выставки. Как супрематический конструктор он предстает в моделях-игрушках Владимира Ситникова, как натурщик на пленэре -- в живописной графике Константина Батынкова, как насыщенная цветом икона -- на панно Натальи Турновой, и как вестники апокалипсиса несутся тракторы по полям в акварелях Дмитрия Цветкова. Но, пожалуй, лучшим оммажем акции в Беляеве выглядит огромная модель бульдозера Александра Джикии с ковшом-зеркалом. Надо полагать, это «Зеркало для художника» (так называется объект) посвящено извечному артистическому нарциссизму, упивающемуся даже своими страданиями.

Надо сказать, что в кураторском задоре организаторы выставки чрезмерно увлеклись агиографией. Поскольку проекция пырьевского фильма 1939 года «Трактористы» -- это уже из слишком ветхозаветных советских времен.

Полная версия