Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:50
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Неделя под управлением Михаила Плетнева

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

На Новой сцене Большого театра стартовало новое начинание -- обещающий стать ежегодным Фестиваль Михаила Плетнева. По образу и подобию неутомимого фестивальщика Валерия Гергиева, маэстро Плетнев готов простоять на дирижерском подиуме целую неделю бабьего лета -- с 7 по 13 сентября.

Реванш по-плетневски

Новый фестиваль -- примерно то же самое, что приятные августовские фестивали Австрии (Брегенц, Линц, Вена). На них собираются как на праздник, слушают играное-переиграное, но не унывают от давно знакомого репертуара хотя бы по причине хорошей погоды и общего расположения к музыке. Сравнительно недавно отсутствие в Москве крупного фестиваля вызывало у нас зависть к «европам», где классическая музыка всегда была частью жизненного уклада. Зазор со временем оказался прикрыт Пасхальным фестивалем Валерия Гергиева. Но одно дело весна, другое -- бабье лето. Одно дело заезжий Валерий Гергиев, а другое -- родной, столичный Михаил Плетнев.

Номинальный повод -- отмечаемое в текущем сезоне 20-летие Российского национального оркестра (РНО). Но дату в учет проще не брать. Минувшим летом РНО из единственного частного стал далеко не единственным в ряду государственных оркестров. Для самого Плетнева перемена статуса РНО скорее симптом поражения. Практика руководства национальным, но частным образом спонсируемым коллективом оказалась чревата большими проблемами. По словам самого Плетнева, он проиграл государственной модели оркестров. Ну и кризис посодействовал, разумеется. И это при том, что РНО в престижном рейтинге журнала «Граммофон» занимает второе место среди русских (впереди -- гергиевский, следом идет темиркановский) и пятнадцатое -- среди лучших оркестров мира.

Впрочем, стены Большого театра для плетневского фестиваля не самая плохая компенсация за моральный ущерб для учредителя и бессменного руководителя Российского национального оркестра.

По канве Чайковского

В программу фестиваля вошли вроде бы предсказуемые произведения Чайковского: его Пятая и Шестая симфонии откроют фестиваль, «Лебединое озеро», переложенное Плетневым в оркестровую сюиту, пойдет 12 сентября, еще прозвучит Первый концерт для фортепиано с оркестром в исполнении Стивена Хафа 10 сентября. Но можно не сомневаться, что это будет особенный Чайковский. К своему любимому автору пианист и дирижер Михаил Плетнев давно выработал особый подход, основанный на медиумных озарениях и какой-то тайной убежденности в том, что одному ему открылась правда этой музыки. Словом, интеллектуальное удовольствие самой высокой пробы слушателям гарантировано.

Увлеченность Чайковским спровоцировала и концертное исполнение «Волшебной флейты» Моцарта (8 сентября) с привозными певцами, из которых Москве лучше других известна сибаритка и эксперименталка Симона Кермес. Любил Петр Ильич музыку Моцарта, да и самого Вольфганга Амадея, коего величал ни много ни мало «своим Солнцем в музыке» или даже «Христом». Замечена Плетневым и другая симпатия Чайковского -- Эдвард Григ, чья музыка к спектаклю «Пер Гюнт» (не сюита, а именно музыка к спектаклю) прозвучит 11 сентября с Василием Лановым в роли рассказчика. Кто помнит, как сам Плетнев играл в Большом зале Лирические пьесы Грига, едва ли оставит теперь уже оркестровую, а не фортепианную версию без внимания.

Вундеркинды, олигархи, виртуозы

Для усиления балетной темы на фестивале покажут балет «Сюита предков» американского нефтяника-олигарха и композитора Гордона Гетти в постановке Владимира Васильева. Музыка, по словам Плетнева, нравится ему самому. Ну а перспектива быть показанным в Большом театре, пожалуй, нравится Гордону Гетти, долгие годы выступавшему финансовым донором РНО. Вероятно, в качестве нравственной поддержки авторам «Лебединого озера» и «Сюиты предков» в один вечер с ними 12 сентября прозвучит ре-минорный концерт Моцарта в исполнении американского мальчика Конрада Тао. Этот 14-летний вундеркинд, кроме того что играет на фортепиано, еще и пишет музыку. Как знать, не услышим ли мы ее на будущих фестивалях Михаила Плетнева.

Впрочем, инструменталистам, не балующимся композицией, пока отведено самое почетное место: в день закрытия фестиваля, 13 сентября, на сцене Большого театра кроме музыкантов РНО выступят именитый кларнетист Майкл Коллинз и скрипач-виртуоз Сергей Крылов.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама