Москва
18 декабря ‘24
Среда

«Купидоны» признаются в любви к искусству

Хотя третья Московская биеннале современного искусства выйдет на старт лишь через месяц, некоторые из ее участников уже афишировали свои планы. Галерея Stella Art Foundation заявила в разделе «Специальные проекты» биеннале выставку «Show and tell. Художник и его модель».

Беседы о любви к искусству и о взаимопонимании между художниками поведут «младоконцептуалисты» из группы «Купидон» (Юрий Альберт, Виктор Скерсис и Андрей Филиппов). И, как свойственно этому направлению, на языке инсталляций и текстов.

Младокупидоны

Известно, что на Московскую биеннале приедет немало зарубежных художников концептуального и околоконцептуального окружения, таких как Клод Рюто, Аннет Мессаже, Бертран Лавье, Брацо Дмитриевич и др. Вполне понятно, что принимающей стороне также было бы желательно выставить соответствующий артистический контингент. Группа «Купидон» совсем еще юная (она создана в прошлом году), однако ее участники -- достаточно известные художники с почти 30-летним творческим стажем и объемными досье, полными выставок в известных галереях и музеях мира. Несколько упрощая суть дела, Альберта, Скерсиса и Филиппова можно отнести к так называемым «младоконцептуалистам», то есть к тем, кто пришел на московскую арт-сцену вслед за Кабаковым, Пивоваровым, Приговым и Чуйковым. Сами по себе «купидоны» -- довольно разные художники, и если уж они собрались вместе, то явно повод тому был весомый.

Предпосылки

В пояснительном тексте авторы проекта пишут: «Разные художники по-разному отвечают на вопрос «Что есть искусство?». Для иконописца Андрея Рублева это окно в другой мир. Для художника Возрождения (например, для Леонардо да Винчи) -- научная дисциплина, внутренне сопряженная с другими науками – физикой, анатомией, геологией и т. д. Для абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока – возможность самовыражения. Ряд таких ответов, конечно же, можно значительно удлинить, и каждый из них представляет индивидуальную или коллективную модель искусства».Исходя из этих посылок «купидоны» предлагают собственную художественную модель, «существующую в форме единства индивидуальных моделей каждого из участников группы».

Кувшинки, гробы и кабинки

Похоже, что эта сборная модель будет строиться по большей части на материале ушедшего века модернизма, поскольку в качестве главных моделей для своих опусов Альберт, Скерсис и Филиппов выбрали самые знаковые для искусства XX века произведения. Как, например, хрестоматийные «Кувшинки», которые Клод Моне без конца писал в последние годы жизни и в которых некоторые историки искусства видят зачатки всей последовавшей лирической абстракции. Андрей Филиппов решил посвятить знаменитому импрессионисту инсталляцию «Инфернальный пруд», в котором будут «плавать» горящие синим пламенем газовые конфорки. Видимо, так, по его мнению, и должен выглядеть настоящий оммаж («вечный огонь») протагонисту современного искусства, невольно соблазнившему вступить на путь лирической абстракции немало поколений художников.

Похожим образом адресует свою работу адептам монохромной живописи и минимализма Юрий Альберт. В трех покрашенных в разные цвета гробах, которые предполагается выставить в витрине Stella Art Foundation, видимо, и будет заключаться поминальное послание мэтру авангарда Александру Родченко и минималисту Барнетту Ньюмену. В последнем адресате сомневаться не приходится, поскольку и инсталляция Альберта носит то же название, что и знаменитый трехчастный опус американца – «Кто боится красного, желтого и синего?». Ту любовь к искусству XX века, которую «купидоны», возможно, не смогут в полной мере выразить в своих инсталляциях, они выскажут в «Исповедальных кабинках», которые заблаговременно установит в зале Виктор Скерсис. Хотя, может быть, в качестве исповедников придется выступить и самим зрителям. И в этом случае они поддадутся соблазну словесной концептуальной игры.

Так или иначе, вся эта любовная интрига разъяснится в скором времени. Выставка «Show and tell. Художник и его модель» откроется в залах Stella Art Foundation на Мытной улице 9 сентября.

Полная версия