Несовременная биеннале современного искусства
С 14 по 23 августа в петербургском выставочном зале «Манеж» пройдет IX Международная биеннале современного искусства «Диалоги-2009». Честная, но не очень удачная попытка включиться в мировой художественный контекст, рассчитанная на тех, кто отстал от современного искусства лет этак на двадцать.
Всю свою историю начиная с 1993 года главная санкт-петербургская биеннале современного искусства «Диалоги» базируется в «Манеже». И этот выставочный зал как нельзя лучше соответствует данному мероприятию: вроде бы все правильно, но все равно как-то не так. Недостатки «Манежа» обычно списывают на брежневские громадные мраморные пространства, которые никак невозможно освоить, на неуютные грязные холщовые стенды. Неказистость «Диалогов» объяснить еще сложнее.
Здесь все, кажется, сделано на совесть. Честно привозят художников со всех концов света, а не ограничиваются своими силами поздних нонконформистов. Честно проводят фестиваль раз в два года, хотя многие коллеги уже давно плюнули на принцип биеннале и стали ежегодными. Но, наверное, именно в этой честности и добротности и таится главный подвох.
Не первой свежести
Когда в начале 90-х появились «Диалоги», это были первые настоящие, почти европейского уровня фестивали, на которых бывшие советские зрители открывали для себя западное искусство. Но время шло, интеграция западной культуры в позднесоветскую состоялась и перестала быть актуальной. «Диалоги» же упорно меняться вместе со временем отказывались. И остались своеобразным заповедником той, начала 90-х, выставочной культуры.
Здесь по-прежнему заманивают публику среднестатистическими инсталляциями, перфомансами и видеоартом, которые больше похожи на пародии на самих себя. Если инсталляции, то непременно о тяжкой доле женщин в Камбодже. Если видеоарт – так отснятая на мобильник экзистенциональная зарисовка. Если уж перфоманс, то получите завернутых в бинты польских акционистов. Что же касается заявленного в названии мероприятия «диалога», если он и ведется, то чаще всего с историей: как, например, заявленный в этом году проект голландских художников, посвященный 130-летию со дня рождения Малевича.
Впрочем, некоторые надежды на нынешние «Диалоги» имеются: прежде всего потому, что куратором российской программы выступил ГЦСИ (Государственный центр современного искусства). Не должен также подвести немецкий фотофестиваль «Горизонты», лучшие работы которого буду представлены в Санкт-Петербурге. Считай, что отметились в самом бойком углу современного искусства.