Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Самураи пост-рока поют «Оду бессмертным ветрам»

Новый альбом японских модернистов «Hymn To The Immortal Wind» получился юбилейным во всех смыслах. Пятый по счету, записанный через десять лет после создания группы, состоящий из семи композиций и длящийся ровно шестьдесят шесть минут.

Для кого-то четверо неутомимых зодчих Стены Звука -- главная надежда и опора жанра, для кого-то -- жалкие подражатели Mogwai и Sigur Ros, кормящиеся чужими идеями и достижениями. Разобраться можно, лишь прослушав до последнего гитарного всхлипа самую сентиментальную сюиту лета.

Когда переехал -- не помню

В далеком 99-м в Токио трое молодых людей и одна девушка пришли к не очень оригинальному, но действенному мнению: рок-н-ролл типа мертв. А потому решили объединить свои усилия на ниве стремительно входящего в моду стиля пост-рок. Басистка Tamaki, барабанщик Yasunori Takada, гитаристы Yoda и Takaakira «Taka» Goto самим названием намекали, что играют музыку, не имеющую ничего общего с великими 70-80-ми.

Пометка «Моно» стояла на граммофонных пластинках, как правило, выпущенных до того, как классический рок оформился в определенный стиль. А еще, несмотря на полное отсутствие в их «песнях» текстов, альбомы с самого начала делались англоязычными. То есть ориентированными исключительно на западный мир. Выпустив дебютный EP «Hey, You», а следом полнометражный диск «Under The Pipal Tree», ребята отправились на гастроли по Америке и Европе. И зависли там на долгие годы. Там записывались, там выпускались, там обретали популярность, стремительно растущую с каждым новым релизом.

Каша из топора

Пост-рок -- это когда нормальные инструменты используются не по своему исконному назначению, а с вивисекторской изощренностью издают ну очень своеобразные звуки. Оказывается, если электрическую гитару в соответствующей манере перегрузить, она будет походить на орган «Хаммонд». А если установить длинный-предлинный сустейн -- вполне заменит скрипку. На басу можно играть соло, а можно и отбивать ритм вместо барабанов. Ибо барабаны ни в коем случае не должны создавать бит -- они предназначены для аранжировок. И напоминают скорее цирковые литавры и оперные цимбалы. Искусство звучать как настоящие пост-рокеры японский квартет освоил в полной мере и на «Гимне» довел издевательство над инструментами до совершенства. Хотя свирели, флейты и колокольчики задействованы настоящие. И даже пианино -- оцените его пафосное бульканье ближе к финалу.

Другая отличительная особенность стиля -- отсутствие конструкции куплет-припев. Что вообще-то логично для композиций длиной по десять минут каждая. На это раз Mono сделали исключение: на «Гимне» можно обнаружить относительно короткую «Silent Flight, Sleeping Dawn» (6:00) и даже почти радиоформатную «Follow the Map» (3:55). Что не отменяет присутствия абсолютного монстра «The Battle to Heaven», длящегося почти четверть часа.

И наконец, пресловутая Стена звука. Позаимствованное у Рихарда Вагнера и шугейзеров (специфического и не слишком популярного у простого меломанского народа английского пост-панковского направления начала 90-х) построение баланса инструментов подразумевает полную или частичную саунд-кашу. Притом что каждая струна в отдельности звучит отчетливо и без малейшей фальши. Японцы и здесь оказались впереди планеты всей: порой кажется, что играют два симфонических оркестра сразу, выдавая одни и те же ноты с некоторой задержкой. Эффект получается потрясающий -- слушатель впадает в особенный эстетический транс, когда отключаются посторонние рецепторы, и ты паришь в звуковом пространстве. Это с особенной ясностью проявляется на ритуально-эротической босса-нове «Pure as Snow (Trails of the Winter Storm)».

Трудно быть богом

Уже первая композиция «Ashes in the Snow» («Пепел на снегу») задает правильное настроение -- торжественное и безраздельно минорное. Ритм, не то вальсовый, не то блюзовый (все сравнения очень условны, разумеется) качает и баюкает, точно океанские волны. Как поток медицинского кислорода в барокамере -- бодрит и расслабляет одновременно.

Как банально это не звучит, но термина «саундтрек к несуществующему фильму» не избежать. Причем, не к фильму Такеши Китано и даже Акиро Куросавы, тут бери масштаб «Броненосца Потемкина» или «Александра Невского». Похоже, сомнамбулический марш «Burial at Sea» явно писался с оглядкой на первую картину, а финальная «Everlasting Light» -- на вторую.

Японцы фактически достигают пика совершенства, и параллелей с теми же British Sea Power и Mogwai почти не ощущаешь. Или не желаешь ощущать. Всепроникающая сентиментальность отсекает обвинения в эпигонстве, а божественность исполнения убивает желание смачно зевнуть. Особенно в начале второго часа прослушивания, когда гитары имитируют некие похоронные фанфары. А звуковые ветра гудят особенно жутко. Самураи, особенно музыкальные, не ищут легких путей и приучают своих поклонников к тому же.

Human Highway Records /Союз Mono «Hymn To The Immortal Wind»

Полная версия