Новый альбом японских модернистов «Hymn To The Immortal Wind» получился юбилейным во всех смыслах. Пятый по счету, записанный через десять лет после создания группы, состоящий из семи композиций и длящийся ровно шестьдесят шесть минут.
Для кого-то четверо неутомимых зодчих Стены Звука -- главная надежда и опора жанра, для кого-то -- жалкие подражатели Mogwai и Sigur Ros, кормящиеся чужими идеями и достижениями. Разобраться можно, лишь прослушав до последнего гитарного всхлипа самую сентиментальную сюиту лета.
Когда переехал -- не помню
В далеком 99-м в Токио трое молодых людей и одна девушка пришли к не очень оригинальному, но действенному мнению: рок-н-ролл типа мертв. А потому решили объединить свои усилия на ниве стремительно входящего в моду стиля пост-рок. Басистка Tamaki, барабанщик Yasunori Takada, гитаристы Yoda и Takaakira «Taka» Goto самим названием намекали, что играют музыку, не имеющую ничего общего с великими 70-80-ми.
Пометка «Моно» стояла на граммофонных пластинках, как правило, выпущенных до того, как классический рок оформился в определенный стиль. А еще, несмотря на полное отсутствие в их «песнях» текстов, альбомы с самого начала делались англоязычными. То есть ориентированными исключительно на западный мир. Выпустив дебютный EP «Hey, You», а следом полнометражный диск «Under The Pipal Tree», ребята отправились на гастроли по Америке и Европе. И зависли там на долгие годы. Там записывались, там выпускались, там обретали популярность, стремительно растущую с каждым новым релизом.
Каша из топора
Пост-рок -- это когда нормальные инструменты используются не по своему исконному назначению, а с вивисекторской изощренностью издают ну очень своеобразные звуки. Оказывается, если электрическую гитару в соответствующей манере перегрузить, она будет походить на орган «Хаммонд». А если установить длинный-предлинный сустейн -- вполне заменит скрипку. На басу можно играть соло, а можно и отбивать ритм вместо барабанов. Ибо барабаны ни в коем случае не должны создавать бит -- они предназначены для аранжировок. И напоминают скорее цирковые литавры и оперные цимбалы. Искусство звучать как настоящие пост-рокеры японский квартет освоил в полной мере и на «Гимне» довел издевательство над инструментами до совершенства. Хотя свирели, флейты и колокольчики задействованы настоящие. И даже пианино -- оцените его пафосное бульканье ближе к финалу.
Другая отличительная особенность стиля -- отсутствие конструкции куплет-припев. Что вообще-то логично для композиций длиной по десять минут каждая. На это раз Mono сделали исключение: на «Гимне» можно обнаружить относительно короткую «Silent Flight, Sleeping Dawn» (6:00) и даже почти радиоформатную «Follow the Map» (3:55). Что не отменяет присутствия абсолютного монстра «The Battle to Heaven», длящегося почти четверть часа.
И наконец, пресловутая Стена звука. Позаимствованное у Рихарда Вагнера и шугейзеров (специфического и не слишком популярного у простого меломанского народа английского пост-панковского направления начала 90-х) построение баланса инструментов подразумевает полную или частичную саунд-кашу. Притом что каждая струна в отдельности звучит отчетливо и без малейшей фальши. Японцы и здесь оказались впереди планеты всей: порой кажется, что играют два симфонических оркестра сразу, выдавая одни и те же ноты с некоторой задержкой. Эффект получается потрясающий -- слушатель впадает в особенный эстетический транс, когда отключаются посторонние рецепторы, и ты паришь в звуковом пространстве. Это с особенной ясностью проявляется на ритуально-эротической босса-нове «Pure as Snow (Trails of the Winter Storm)».
Трудно быть богом
Уже первая композиция «Ashes in the Snow» («Пепел на снегу») задает правильное настроение -- торжественное и безраздельно минорное. Ритм, не то вальсовый, не то блюзовый (все сравнения очень условны, разумеется) качает и баюкает, точно океанские волны. Как поток медицинского кислорода в барокамере -- бодрит и расслабляет одновременно.
Как банально это не звучит, но термина «саундтрек к несуществующему фильму» не избежать. Причем, не к фильму Такеши Китано и даже Акиро Куросавы, тут бери масштаб «Броненосца Потемкина» или «Александра Невского». Похоже, сомнамбулический марш «Burial at Sea» явно писался с оглядкой на первую картину, а финальная «Everlasting Light» -- на вторую.
Японцы фактически достигают пика совершенства, и параллелей с теми же British Sea Power и Mogwai почти не ощущаешь. Или не желаешь ощущать. Всепроникающая сентиментальность отсекает обвинения в эпигонстве, а божественность исполнения убивает желание смачно зевнуть. Особенно в начале второго часа прослушивания, когда гитары имитируют некие похоронные фанфары. А звуковые ветра гудят особенно жутко. Самураи, особенно музыкальные, не ищут легких путей и приучают своих поклонников к тому же.
Human Highway Records /Союз Mono «Hymn To The Immortal Wind»