Непричесанный рок от мастера блюзов
Неугомонный рок-пассионарий Джек Уайт любит перемены и, чтобы не заскучать, плодит супергруппы с собой в главной роли. Новым детищем лидера The White Stripes и The Raconteurs стал многообещающий гаражный проект The Dead Weather, где он сознательно занял место поскромнее.
Современный блюз-рок многим обязан фигуре Джека Уайта. Творческая биография бывшего краснодеревщика из Детройта, коллекционера старых пластинок и большого поклонника Led Zeppelin, по сути, и есть сегодняшняя история жанра. Причем эту историю Уайт пишет в составе уже третьего по счету популярного коллектива.
А началось все с банального упрямства и нежелания наступать на горло собственной песне. Поскитавшись по чужим группам и не найдя единомышленников, Уайт решил, что называется, «создать свой луна-парк» сообразно личным музыкальным вкусам. Для чего немедленно усадил за ударные экс-супругу Мэг, а сам взялся за гитару. Громкий успех придуманной ими горячей смеси блюза с протопанком и стал первой ласточкой вернувшейся моды на классические гармонии и грязный звук.
С драйвом у The White Stripes было все в порядке. Вот только в формате дуэта особенно не разгуляешься и как любимые «Цеппелины» не сыграешь. Поэтому неудивительно, что после нескольких лет работы с Мэг Джек увлекся идеей создания полноценной группы. Так из одного хита «Steady As She Goes», сочиненного вместе с приятелем Брендоном Бенсоном, вырос коллектив The Raconteurs. Джек записал с «Рассказчиками» два прекрасных альбома, съездил на десяток фестивалей, но не забрасывал и старый проект.
В начале 2009 года музыкант объявил о том, что собирает новую группу. Как и предыдущий проект, банда с названием «The Dead Weather» претендует на приставку «супер» лишь с большой натяжкой: главной звездой в ней оказался сам Уайт. Но бледный блюзмен нашел, чем удивить поклонников. Место у микрофона он уступил барышне – певице Элисон Моссхарт из дружественного дуэта The Kills, гитарные партии вверил Дину Фертита из Queens Of The Stone Age. А сам сел за барабаны, составив ритм-секцию с басистом Джеком Лоуренсом из The Raconteurs.
В тени Белого
Гаражный квартет появился на свет во время дружеского джема в личной студии Уайта, поэтому новых песен не пришлось долго ждать. Свежий материал, разбавленный кавер-версиями, был обкатан на нескольких фестивалях, а в интернете оказалось несколько самодельных клипов. На основе всего услышанного и увиденного критики поспешили расхвалить Джека. Мол, настоящий гений напишет отличные песни не слезая с дивана и в компании каких угодно музыкантов. Однако по ходу дела выяснилось, что в одиночку он написал только одну песню -- хвастливую «I Cut Like a Buffalo». Остальные же были собраны по крупице всем коллективом.
Тем не менее влияние лидера ощущается в каждом звуке The Dead Weather. Дебютный альбом «Horehound» можно включать с любого места – и все равно будет ясно, кто приложил к нему руку. Хотя остальные музыканты совсем не против заданного стиля и работают скорее на атмосферу проекта.
Более привычный к клавишным Дин Фертита старательно выстругивает простецкие гитарные риффы с явной оглядкой на Уайта, как в убойном стартовом сингле «Hang You From The Heavens», и редко играет длинные соло. При этом сказывается его опыт работы в шумной банде Джоша Хомма – саунд отдельных песен вроде «No Hassle Night» или «Treat Me Like Your Mother» ужесточен буквально до ню-металических пределов.
Элисон Моссхарт в новой группе делает все то, к чему приучила публику еще в The Kills: кричит дикой кошкой, ругается, стенает и шепчет. Ее чистый вокал можно услышать разве что в громогласной «So Far From Your Weapon». А в остальное время харизматичная фронтвумен будто стремится загнать все мужское окружение в радиусе слышимости под каблук, а то и вовсе взнуздать и пришпорить, как в двусмысленном кавере на дилановскую «New Pony». Даже себялюбивый Уайт поддался обаянию черноволосой певицы-оторвы. Поклонники уже всерьез опасаются за его брак после нарочно затянутого блюза «Will There Be Enough Water», спетого с Моссхарт чуть ли не в обнимку. [v2]
Дом, который построил Джек
Как любая неожиданная затея, альбом «Horehound» уже имеет восторженных поклонников и яростных противников. Первые рукоплещут каждой песне и называют диск лучшей из записей Уайта. Вторые обвиняют квартет в излишней прямолинейности и отсутствии свежих идей. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. The Dead Weather построен на костях старых проектов Уайта (прямо как в песне «Bone House»), но без оглядки на них. Игры в аутентичный блюз и хард-рок отложены до новых дисков The White Stripes и The Raconteurs. А пока бал правит лохматый гаражный рок сиюминутной ценности, заряженный, однако, неподдельным буйством и куражом.