Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Дориан Грей как икона гламура

Британский хореограф Мэтью Боурн превратил мистический роман Уайлда в рассказ о тяжелой доле поп-идола.

Если вы не любите балет, но готовы узнать, что это такое, вам нужен «Дориан Грей» Мэтью Боурна. Если вы украдкой или всерьез листаете светскую хронику, вам тоже сюда. А если вы вздыхаете над судьбой Майкла Джексона, Бритни Спирс или любой другой очередной жертвы гламура, смотреть этот спектакль вам надо непременно. Ибо никто, кроме Боурна и его лондонской компании New Аdventures не смог бы высказаться на эту тему столь внятно, откровенно, хладнокровно и эффектно.

Мировая знаменитость Мэтью Боурн стал доступным России благодаря Чеховскому фестивалю. Это его, фестиваля, заслуга, что четыре года назад публика обмерла от лихих отношений слуги и господина в «Пьесе без слов», а два года назад наконец-то увидела легендарное мужское «Лебединое озеро», объездившее весь мир и наделавшее много шума. Сейчас завзятый любитель известных сюжетов привез свой вариант некогда скандального романа Уайлда. И свою славу прямолинейного рассказчика на острые темы он подтвердил на все сто.

К месту и ко времени

Честолюбивый аристократ Дориан превратился в честолюбивого официанта, вовремя поймавшего взгляд модного фэшн-фотографа Бэзила. Опыт мужской любви выливается в роскошную фотосессию, и вскоре обласканный профессиональным взглядом мускулистый торс Дориана в рекламе парфюма «Immortal» украшает все рекламные пространства. Роль все знающего о мире и мягко толкающего Дориана на преступления лорда Генри достается могущественной даме, хозяйке модного агентства, а антураж лондонского высшего света уайлдовской поры сменяет интерьер ночного клуба с танцполом, кокаином, бешеной музыкой и инкрустированным драгоценностями черепом (поклон Дэниэлу Херсту) под потолком. Этот новый мир готов обожать нового кумира с тем же рвением, с каким раньше его не замечал, ведь только Дориан знает, какие мышцы нынче «носят». И в этом мире поп-идол скоро обнаруживает собственных двойников, похожих на него внешностью, жестами, танцевальными па. Сходство так очевидно, что даже любовники Дориана готовы выбирать между оригиналом и клоном, и ему не остается ничего другого, как забить насмерть вознесшего его на вершину этого жуткого мира Бэзила, а затем и придушить лучшее из своих подобий. Культурный миф об убийстве творца его творением расцвечен заново, жесткие реалии современных фабрик грез обретают мифологическое звучание.

Как это сделано

Пара дуэтов и тройка мизансцен в этом спектакле действительно отменно придуманы, однако фонтана идей, как в «Лебедином…», и сонма деталей, как в «Пьесе без слов», здесь нет. Зрелище выглядит крепко сколоченным для среднего зрителя, не обремененного культурной рефлексией и поиском оттенков. Это обстоятельство разочаровывает, хотя и компенсируется отменной актерской игрой, на «Лебедином озере» прошлого года опущенной за скобки. Пара Дориан (Ричард Уинзор) и Бэзил (Джейсон Пайпер) выше всяких похвал, ибо извлекает из текста максимум, от стильной леди Г. (роскошная танцовщица труппы Микела Меацца) трудно отвести взгляд. Вообще, гипнотическое воздействие этого посредственного, в общем-то, зрелища, настораживает и заставляет искать механизм. А он в том, что нахальный профессионал Боурн прекрасно владеет темой. Кто как не он, начав балетную карьеру безнадежным переростком, взлетел на вершину и стал самым коммерчески успешным хореографом рубежа столетий? Кому так хорошо известно, какой ценой дается успех и что происходит с личностью, не сумевшей закрыться от гламурной славы?.. Поэтому корить хореографа за вящую доходчивость сюжета, утерявшего всю мистическую, а заодно и этическую подоплеку, как-то неправильно. Спасибо, что рассказал обо всем без ханжества.

Спешим обнадежить поклонников: Мэтью Боурн договаривается о новых московских гастролях. Рвется показать нам некий спектакль для семейного просмотра. Название пока не уточняют, но утверждают, что по зрелищности он сравним с броской, но пресной «клубничкой» «Дориана Грея».

 

Полная версия