Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Сказки амазонского леса от Начо Дуато

Знаменитый испанский хореограф выбрал оптимальный спектакль для балетной труппы московского Музыкального театра имени Станиславского.

Дебри рук, узоры тел, тонкие сплетения партерных поддержек – балет испанца Начо Дуато безоблачно красив и ни на что не похож. Двадцать две минуты нового спектакля «Na Floresta» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оставляют стойкое желание продлить удовольствие и посмотреть его еще раз. Причем посмотреть хочется целиком, без антракта и инородного дополнения в виде двух одноактных балетов других авторов, приставленных к нему заботливой администраторской рукой для формальной полноты вечера, названного «Хореографические шедевры ХХ века». Да простят нас «приставленные» к «Na Floresta» классики -- сразу после него ни «Маргариту и Армана» Фредерика Аштона, ни «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева смотреть нельзя.

Один из самых востребованных в мире хореографов, Дуато представляет собой живую «сумму знаний» всего мирового балета. После не самой блестящей испанской классической школы он «добирал» в самых разных и самых лучших центрах: в лондонской Rambert School Ballet & Contemporary Dance, в знаменитой и даже снобской школе Mudra Мориса Бежара в Брюсселе, где изучают даже движения век во время танца, в Американском танцевальном центре Алвина Эйли. В двадцать три года он работал в шведском Куллберг-балете и в Нидерландском театре танца у Иржи Киллиана. Только этого мэтра можно считать самым близким Дуато учителем, но все же… Как он умудрился при таком отменном знании танцевального эсперанто сохранить свое лицо – загадка. Однако стиль Дуато узнаваем с первых минут: рассудочность уступает место страстности, образование не мельчит талант.

Лесная песня

Он сам предложил неновый «Na Floresta» (то есть «В лесу») в ответ на настойчивые приглашения МАМТа. Краткий балет создан почти двадцать лет назад по невозможному для российского разумения поводу: в сельве Амазонки вырубались девственные леса, и весь мир тогда отвечал на обычный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?». Дуато сделал, что мог – поставил балет о чарующей красоте этой природы. Он использовал необыкновенные песни бразильца Эйторе Вила Лобоса, сдержанно чувственные и таинственные одновременно. Их пафос поддержан характерным латиноамериканским женским голосом с хрипотцой и звучанием национальных инструментов. Тонко слышащий хореограф рассмотрел в них каждый звук, и в танцевальных па «Na Floresta» отчетливо проступила грустная поэзия леса. Сюжета нет, есть смысл. В связи с российским исполнением Дуато утверждал, что никогда прежде не работал с такими «исключительно классиками» и даже просил их расслабиться. Тут можно поспорить, что важнее в конкретном случае – мобилизовать классическую выучку или расслабиться, но именно на этой премьере все сошлось, «Na Floresta» действительно выглядит оптимальным для первого общения Дуато и с нашими артистами, и с нашей публикой, очень настороженно относящейся ко всему новому.

Строго говоря, для своего первого появления в репертуаре российской труппы Начо Дуато мог предложить что угодно. Статус 52-летнего хореографа, художественного руководителя Национального балета Испании и последнего романтика мирового балета давно позволяет ему диктовать условия, а не искать оптимальные решения. Но, видимо, стиль мышления художника форматирует стиль жизни человека. Дуато не навязывает свое, а ищет общий путь. Не бьет актуальностью, даже используя острую проблему как повод, а ищет для ее выражения благородные абстрактные формы и поэзию. Он полагает, что «артист существует не для отражения того, что есть в обществе и что можно увидеть на каждом углу, он, скорее, существует, чтобы ставить под вопрос реалии». А для Дуато реалии – тонкий духовный мир, существующий независимо от того, признаем мы его или нет.

 

Полная версия