В минувший уикенд в окрестностях села Никола-Ленивец, что в Калужской области, прошел традиционный летний фестиваль ландшафтного искусства «Архстояние». В этом году над пленэрными проектами помимо столичных художников пришлось поработать и французским ландшафтным архитекторам из Национальной школы искусств в Версале. А еще местным коровам, пришедшим на помощь иностранцам.
Тему для нынешнего фестиваля -- «Вне земли» -- кураторы проекта взяли с потолка, или, если угодно, с неба, раз уж речь идет о пленэре. И это сразу понимаешь, когда при приближении к Никола-Ленивцу видишь барражирующие вертолеты. Благодаря «вертушкам» областное начальство и состоятельные туристы могут обозреть всю топографию проектных работ. А без такого взгляда с высоты птичьего полета в полной мере оценить, к примеру, произведение французских гостей просто невозможно. Так что фестиваль можно было бы переименовать и в «Артвисение».
Естественная архитектура
В самом деле, где только на протяжении четырех лет, что существует фестиваль, не отмечались художники: в полях, где устанавливали вереницу гамаков, в подлеске, где прорубали для себя «зеленые» кабинеты. А плюс к этому и над пропастью во ржи: был и такой проект с зависшим над оврагом пролетом деревянного моста. Но он, как и предполагали, рухнул.
Вообще в Никола-Ленивце не дрожат над созданными арт-объектами: что выдержит проверку временем и непогодой, то и хорошо, а что развалится, то будет предано земле. Эту своеобразную этику ландшафтного художника ввел основатель смотров НЛО (Никола-Ленивецкие объекты) Николай Полисский, поселившийся здесь вместе с друзьями-художниками лет двадцать тому назад. Помимо всего прочего Полисский еще и егерь Угорского национального природного заповедника. Так что принцип «не навреди природе» он соблюдает свято. Многие его предыдущие работы, такие как огромный зиккурат из сена и башня из дров («Дровец»), созданные с помощью местных крестьян-энтузиастов, были утилизованы естественным способом.
Основав фестиваль «Архстояние», Полисский, разумеется, понимал степень риска: впустишь в заповедную зону столичных архитекторов, а они возьмут да наследят. Но обошлось. Единственную проблему создало прошлогоднее «Архплаванье», когда художники спустились по Угре на своих артистических плотах. Местное начальство было возмутилось, но притихло. А как иначе: фестиваль -- областная достопримечательность.
«Земля-воздух»
Вполне естественно, что, отметившись на земле и воде, молодые кураторы фестиваля Антон Кочуркин и Юлия Бычкова предложили художникам поработать в стратегии «земля-воздух». Между небом и землей завис на тросах гидравлический агрегат Оскара Мадеры «Механический лес». С его помощью художник припозднившегося кинетизма сдвигает и раздвигает кроны деревьев. Получилось нечто вроде искусственного «зеленого шума».
Коль скоро в Никола-Ленивце завелась вертолетная площадка, конечно же, без расписания рейсов было не обойтись. Впрочем, об этом могли и не знать художники Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, когда предложили установить информационное электронное табло, которое имеется в каждом аэропорту. Для табло подыскали подходящее место -- в лесу. Из этого зала ожидания просто не хочется уходить, хотя голос диктора упорно напоминает о готовящихся вылетах в Бильбао, Сан-Франциско и Берлин. Впрочем, крестьян Никола-Ленивца этим трудно удивить: вместе с Полисским они теперь по большей части работают за рубежом -- на юге Франции, в Люксембурге и т. д.
Колхоз имени Ленотра
Можно спросить: а кто же работает в Никола-Ленивце? Французы. На время фестиваля студенты и преподаватели Национальной школы ландшафтного искусства в Версале превратились в колхозников. Засеяли 7 га угодий гречихой, а на 4 га разбили регулярный парк. Последователи своего знаменитого соотечественника Андре Ленотра, королевского архитектора и создателя знаменитых парков Версаля, Фонтенбло и Шантийи, молодые французы прибегли, видимо, к национальному творческому методу: пустили в качестве тракторов и сенокосилок коров. Хотели еще запустить коз и овец, как требует их технология, но таковых в местном хозяйстве не нашлось. В итоге жвачные «выстригли» траву в нужных местах. Образовались площади-поляны и аллеи. Как говорят сами французы, эстетический урожай, то есть полноценный вид на «Lenivets (lab) scape», нужно ожидать года через три. Вопрос лишь в том, выдержат ли сами французские «колхозники» этот срок, то есть смогут ли осуществлять авторский надзор в российской глубинке.
Русские Трианон и донжон
Другой участник «Архстояния» -- Александр Бродский создал свой арт-объект без всякого надзора, переслав исполнителям чертежи и комментарии по интернету. Надо заметить, что этот «эфирный» комментарий был реализован достойным образом. А сам павильон «Ротонда» оказался весьма уместным на фестивале и корреспондирующим с другими объектами. «Ротонда», стоящая посреди того самого гречишного белого поля, чем-то напоминает Музыкальный павильон в Трианоне или же постройки архитектора-постмодерниста Альдо Росси. Однако рука местного мастера вполне очевидна: многочисленные двери, украшающие постройку, взяты из заброшенных домов. Получился бельведер для барствующего председателя колхоза.
Николаю Полисскому парадоксальным образом помог строительный просчет. Крыша у строившейся долгие годы башни из ивняка внезапно поехала. И огромное сооружение стало клониться на сторону. С помощью средневековой технологии, а именно сплетенных же из прутьев контрфорсов, сооружение выправили. Хотя объект и называется «Гиперболоидная градирня», больше всего он напоминает старинные донжоны, массивные замковые башни -- последнее убежище осажденных. Может быть, поэтому вечером из него стал подниматься сигнальный дым (пиротехники художника хорошо поработали). Однако это вовсе не означало, что художник капитулировал. В следующем году Полисский вместе с односельчанами поедет работать во французский замок Шамбор. На электронном табло в лесу рейс на Париж значится.