Николай Досталь вновь рассказывает про дурачка в «Пете по дороге в Царствие Небесное». Джадд Апатоу предлагает посмеяться над смертельно больным комиком в «Приколистах». В «Кислороде» Иван Вырыпаев на свой форменный манер трактует христианство. Майкл Дуглас пугает Мэттью МакКонахи в «Призраках бывших подружек», а инопланетян в «Пришельцах на чердаке» глушат картофелем.
Петя по дороге в Царствие Небесное
Россия, 2009.
Режиссер Николай Досталь.
В ролях: Егор Павлов, Александр Коршунов, Роман Мадянов, Мария Звонарева.
Члены отборочной комиссии конкурсной программы минувшего ММКФ как сговорились (с другой стороны, а что еще делать членам отборочной комиссии, как не сговариваться). Три русскоязычных фильма из конкурсной программы оказались посвящены сирым, блаженным и убогим. И когда стали известны результаты конкурса, половина газетных обозревателей подумывали назвать отчетную публикацию «Дуракам везет». «Петя по дороге в Царствие Небесное» обскакал «Мелодию для шарманки» и «Чудо» и получил «Золотого Георгия». При этом картина Муратовой однозначно была сильнее, хотя и «Петя...» совсем неплох. Сказывается набитая рука постановщика Досталя, который с сирыми и убогими имеет дело не в первый раз (см. просветленный кинофильм «Облако-Рай»). Новый фильм снят сравнительно богато и внимательно к приметам времени, а это 1953 год, северный городок Кандалакша. Плакаты, костюмы, бесконечный бубнеж из репродуктора -- в достоверности картинки не усомнится тот, чьих родителей в 53-м не было, что называется, и в проекте. Март месяц оказывается роковым и для товарища Сталина, и для местного юного дурачка Пети, который воображает себя инспектором ГАИ (к всеобщему удовольствию) и ловит пулю при попытке поймать настоящего беглого зэка.
Приколисты
Funny People
США, 2009.
Режиссер Джадд Апатоу.
В ролях: Адам Сэндлер, Сет Роджен, Джона Хилл, Эрик Бана.
Джадд Апатоу в Голливуде -- это примерно как Дмитрий Львович Быков в российской публицистике. Своей невероятной работоспособностью вызывает у коллег и публики сложные чувства: восхищение, недоверие, что это все сам, и, безусловно, зависть. В качестве продюсера и режиссера он поучаствовал в подавляющем большинстве удачных сортирных комедий для взрослых, вышедших с начала нулевых. Достаточно упомянуть «Суперперцев», «Сорокалетнего девственника», «Сводных братьев», «Немножко беременна» и недавний хит «Ананасовый экспресс». Типовой герой от Апатоу -- явно выстраданный лично идейный бездельник под сорок, которого пытается словить в сети скучный взрослый мир, но чувак не сдается. Персонаж Сэндлера занят хлебной профессией телекомика, с реалиями которой Апатоу, начинавший в жанре stand up comedy, тоже хорошо знаком. Юморист узнает, что неизлечимо болен, однако трагическая нота не слишком затягивается. Печаль отступит, болезнь пройдет, найдется подружка, и случится пересмотр взглядов на жизнь.
Кислород
Россия, 2009.
Режиссер Иван Вырыпаев.
В ролях: Каролина Грушка, Алексей Филимонов, Варвара Воецкова.
Фильм рассказывает историю любви занятных персонажей Саши и Санька, убившего, например, свою жену, отчасти потому, что много ходил в плеере и не слышал, хотя ему напоминали, про заповедь «Не убий». Второй фильм идеолога театрального движения «Новая драма» Ивана Вырыпаева (ранее снявшего «Эйфорию», вызвавшую бурю фестивальных похвал и протестов) поставлен по, возможно, главной пьесе этого проекта. На этот раз Вырыпаев не старался создать вменяемый, по крайней мере по форме, художественный фильм. Спектакль, естественно, несколько модернизирован под экранные нужды, но принципиальных изменений не пережил. Картина разбита на эстетские и энергичные клипы для рэп-номеров. Как и следовало ожидать, с довольно радикальными текстами. После «Кинотавра» постановщика, в частности, обвинили в профанации православия.
Призраки бывших подружек
Ghosts of Girlfriends Past
США, 2009.
Режиссер Марк Уотерс.
В ролях: Мэттью МакКонахи, Дженнифер Гарнер, Майкл Дуглас.
Явившись на свадьбу брата, главный герой, востребованный фотограф и неугомонный плейбой, воспринимающий женщин как одноразовый продукт, с порога начинает вести себя естественно. Высмеивает чьи-то разговоры о святости брака, пытается завалить кого-нибудь в укромной комнатке и излучает самоуверенность. Настроение кардинально меняется, когда в уборной материализуется призрак покойного дяди (небольшая, но очень приятная роль Майкла Дугласа), тоже известного ходока. Дядя устраивает перед мысленным взглядом героя парад воспоминаний, из которого тот делает два вывода. Во-первых, жизнь ловеласа не всегда хорошо заканчивается, а во-вторых, его настоящая любовь -- это отирающаяся тут же давняя школьная приятельница. Довольно симпатичная, хотя и не очень убедительная комедия адресована женщинам -- все трюки, гримасы и ужимки МакКонахи представлены в ассортименте. Уже не первый год артист оттачивает их в романтических комедиях («Как избавиться от парня за 10 дней», «Золото дураков») и лишь иногда вырывается на творческую свободу в отвязных проектах типа «Солдат неудачи».
Пришельцы на чердаке
Aliens in the Attic
США -- Канада, 2009.
Режиссер Джон Шульц.
В ролях: Эшли Тисдейл, Роберт Хоффман, Энди Рихтер.
Главные герои, дети, выбравшиеся с родителями на отдых в загородный дом, от нечего делать забираются на чердак, где, что понятно из названия, натыкаются на инопланетян, маленьких болотно-зеленых, но очень агрессивных существ. Четверо инопланетных гостей с ярко выраженными индивидуальностями легко подчиняют себе взрослых, зомбировав их разум, однако с подростковой психикой номер не прокатывает. Как и первая лента Шульца «Как Майк», перед нами семейная комедия. С пришельцами здесь борются посредством картофельной пушки, а актерский состав укомплектован малоизвестными в России, но популярными на американском ТВ заядлыми комиками.