Выходит в прокат «Затащи меня в ад» -- смешное и страшное упражнение в жанре хоррора от создателя «Человека-паука». Жанровая игрушка неожиданно оказалась облегченной версией «Антихриста».
Сюжет кинофильма выдержан в стилистике «офисных сказок» русского прозаика Владимира Тучкова, в которых современные конторские служащие постоянно сталкиваются с чертовщиной. Карьера и жизнь банковской работницы Кристин не то чтобы состоялась, но кажется, вот-вот обустроится (впрочем, известно, что в таком состоянии человек может зависать не одну пятилетку). Бойфренд, похоже, подумывает познакомить Кристин с родителями. А начальство намекает на возможность получить перспективную должность менеджера. В связи с этим девушка должна продемонстрировать умение «решать сложные задачи».
Что Кристин и делает, когда в банк является полуслепая цыганка Гануш с просьбой об отсрочке выплаты кредита за дом, из которого ее в противном случае выселят. Приняв во внимание преклонный возраст и запущенные ногти клиентки, которыми хорошо выкапывать картофель, а также обыкновение раскладывать на чужих столах зубные протезы, героиня отказывает в отсрочке. Деловая логика, однако, не всегда шагает в ногу с логикой потусторонней. Вскоре Кристин поймет, что задача оказалась сложнее, чем предполагалось. Старуха не просто проклянет ее на словах, к чему стреляным банковским работникам, положим, не привыкать. В быту и на работе начинают происходить странные вещи. Специалисты сообщают девушке, что через три дня к ней явится злой цыганский дух Ламия и потащит в ад. Чтобы этого не случилось, потребуется нарушить как минимум два жизненных принципа: презрев вегетарианство зарезать любимого котенка и выдать крупную сумму сомнительным людям.
Ржевский явился, но не опошлил
Сюжет с очень актуальной по нынешним временам завязкой сценарист и постановщик Сэм Рэйми придумал еще лет десять назад. Тогда же планировал историю экранизировать, однако отвлекла самая хлебная и долгосрочная халтура в его карьере -- трилогия «Человек-паук». Поскольку утомить может, видимо, все на свете, включая освоение гигантских бюджетов, в новой картине постановщик обратился к малой форме, имеющей к тому же ностальгический оттенок.
В 1981 году Рэйми дебютировал хоррором «Зловещие мертвецы», в равной степени дешевым и сердитым. В ближайшем будущем режиссер вроде бы намерен осуществить его римейк, хотя зачем это надо после «Затащи меня в ад», непонятно. Новая картина не только следует заветам «Мертвецов». 28 лет назад Рэйми произвел локальную жанровую революцию, позволив себе шутить на тему расчлененки. Что в тогдашних хоррорах было не очень принято. С тех пор кинематограф миновал полный цикл. Не чуждые иронии фильмы ужасов успели расцвести, бесконтрольно размножиться на манер лебеды и перегнить к концу 90-х. Вторая половина «нулевых» стала для индустрии хоррора возвращением к «новой угрюмости». И экранные маньяки вновь принялись разделывать своих жертв с таким серьезным видом, как будто по-настоящему. А тут как раз Сэм Рэйми устроил себе каникулы и, как поручик Ржевский на балу, решил несколько развеять гнетущую атмосферу.
Новости о корпоративной этике
Малобюджетная «Затащи меня в ад» ничем не напоминает балаганное постмодернистское пип-шоу типа «От заката до рассвета». Очевидная копеечность происходящего только добавляет фильму убедительности. А неброские, но придуманные с душой визуальные эффекты вполне качественно нагоняют страху. Например, как и Алексей Балабанов, Рэйми понимает, что мало кто создает минорное настроение у зрителя лучше, чем ползающие по экрану мухи. Задействованное в качестве адского посланца насекомое забредает в одну ноздрю спящей героини, выползает из другой и, наконец, устремляется к губам. Беспричинно звонят друг в друга многочисленные сковородки, при том что кулинарные навыки девушки, как мы в свой черед убедимся, вполне сомнительны. По-восточному совершенная хореография наблюдается в сцене драки со старухой. Пока одна героиня засовывает другой в рот по локоть синюшную руку, та опускает сопернице на голову уместно подвернувшуюся наковальню. Череп буквально выстреливает глазными яблоками, которые шмякаются в лицо оппонентке.
Юмор в картине примерно того же загробного свойства, что и в «Антихристе», с которым у «Затащи меня в ад» немало общего. Оба фильма были показаны на Каннском фестивале. И там и здесь животные разговаривают человеческим голосом на апокалипсические темы. Наконец, и у фон Триера и у Рэйми присутствует добротный женоненавистнический посыл. Но если датчанин устраивает, так сказать, ковровую бомбардировку, имея в виду женскую природу в целом, то американец сосредотачивается конкретно на офисных девушках. Смыв с себя ошметки старухи, Кристин возвращается к конторским обязанностям. Зарыв убитого в рамках жертвоприношения котика, вынуждена оперативно решать, что бы такое надеть для знакомства с родней жениха. Норовит использовать заклятие в деловых интересах, креативно переведя порчу на шустрого конкурента, тоже претендующего на должность менеджера. Прикидывая, через сколько часов его уволокут в ад, ведерками хомячит пломбир.
Как и в «Антихристе», мораль картины неутешительна. Сводится к тому, что фанатичная готовность решать сложные задачи, держать улыбку в любой ситуации и лезть по трупам, даже оказавшись непосредственно в могиле, вовсе не гарантирует результата. То есть гарантирует, но необязательно тот, какого хотелось бы. О душе подумайте, девушки.