Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Турки и американцы смотрят с Луны на хорватские и австрийские безобразия

Сразу две, причем замечательные, картины, показанные в конкурсе «Перспективы», отправляют нас на Луну. А две другие доходчиво объясняют, почему порой так хочется улететь от этой Земли куда подальше.

«Путешествие на Луну», режиссер Кутлуг Атаман, Турция

Один из самых умных, смешных и обаятельных фильмов фестиваля. Историю, которая якобы произошла в турецкой деревушке в 1957 году, иллюстрируют якобы архивные фотографии. Этот прием мы уже видели накануне в «Даме с собачкой». Псевдодокументальная история полета на Луну тоже не новость. Помнится, была пару лет назад такая замечательная наша картина «Первые на Луне».

Турецкая экспедиция, кстати, непосредственно связана с нами. Четыре деревенских чудака, узнав, что русские запустили спутник, а потом даже собаку отправили в космос, решают тоже полететь на Луну. Что мы, хуже собаки? Оловянный минарет оказывается похожим на ракету. Они привязывают к нему воздушные шары, берут лепешек и айрана, молятся Аллаху и улетают куда-то за горы. Поскольку больше их никто никогда в деревне не видел, скорее всего, они и сейчас живут на Луне.

Комментируют эту чудную историю турецкие специалисты: историки, писатели, исследователи космоса, экономисты (выдуманных комментаторов нам только что показывали в анимационном «Первом отряде»). Делают они это столь блестяще и остроумно, что в результате складывается не только удивительная картина страны, которая действительно в 50-х годах открылась миру и сделала колоссальный прорыв, вполне сопоставимый с полетом на Луну. Больше того, «Путешествие на Луну» -- это история о природе творчества, о том, что заставляет человека вырываться из обыденности, и вообще о внутреннем механизме прогресса.

«Луна», режиссер Данкан Джонс, США

Аншлаг был обеспечен уже кратким описанием в каталоге. Все-таки режиссер -- сын Дэвида Боуи. И всем хотелось посмотреть, отдыхает ли природа на Данкане Джонсе. Оказалось, работает, матушка, на полную катушку.

Данкан Джонс вдохновлялся фантастикой 70-80-х, когда еще космос волновал режиссеров с точки зрения исследования бездн человеческой души. Смотрел, конечно, «Солярис» и «Космическую Одиссею 2001 года». Вспоминал собственные переживания одиночества. И еще восхищался талантом актера Сэма Рокуэлла («Зеленая миля», «Фрост против Никсона»). Этот сценарий писался специально под него. Он играет сразу двух героев-астронавтов. Оба оказываются клонами, носящими в себе черты, генетику и воспоминания одного и того же человека. Но это совершенно разные люди: один в тапочках с меховой опушкой, другой в строгой униформе. И даже воспоминания к ним приходят разные. То, что в каждом человеке живет и зверь и бог, -- это лишь один из смыслов, которыми наполнен фильм. В нем при желании можно найти даже мысли о хищнической природе капитализма. Кроме того, «Луна» необыкновенно красива. Папа, кстати, тоже остался очень доволен.

«Метастазы», режиссер Бранко Шмидт, Хорватия

В основе фильма -- роман Иво Баленовича, который вышел три года назад и имел огромный успех на родине. Картина, которая уже прошла в хорватском прокате, так же вызвала большой резонанс и приличные для этой небольшой страны сборы. Балканское общество, похоже, находится на этапе очень серьезного переосмысления истоков и последствий событий 90-х.

Как и в показанном ранее грузинском фильме «Зона конфликта», мы видим «потерянное поколение» тридцати-с-лишним-летних людей, через судьбы которых прошла война. Но в отличие от грузинских «потерянных», которые оказались втянутыми в бессмысленную бойню, герои «Метастаз» не жертвы, а носители конфликта. Отморозки, нацисты и бездельники -- не война сделала их такими. Они способны превратить даже футбольный матч в побоище. А война превратила их внутренний беспредел в норму, дала им оправдание. Ключевой диалог фильма: «Ну почему мы не родились в Швеции, в семье хирурга?» -- «Да, все равно бы обосрались!».

Смотреть этот фильм физически тяжело. Но некоторых следовало бы водить на него насильно.

«Кома», режиссер Людвиг Вюст, Австрия

Странное кино, но актуальное. Как бы продолжение недавней захватывающей истории про «австрийского маньяка». В «Коме» развиваются размышления о нарядном фасаде благополучного австрийского общества, за которым скрывается черт-те что. Впрочем, главный герой Ганс -- не то чтобы совсем маньяк. Просто чуток перестарался в садо-мазо утехах. Как потом выяснится, много лет назад он забил до полусмерти проститутку. Эта картина о преступнике и жертве, которые не могут теперь по разным причинам взаимодействовать с окружающим миром -- отсюда и название. А также о том, что кома -- это состояние современного общества, которое в погоне за удовольствиями не в силах осознать их разрушительной силы. Видео с садомазохистским порно может скачать из интернета любой ребенок (что, собственно, в фильме и происходит), а всем и дела нет.

Проникнуться праведным гражданским гневом, впрочем, мешают неопрятности в сюжетной линии. Совершенно непонятно, почему спустя столько лет на героя нахлынуло вдруг раскаяние. И каким образом его сыну из всего многообразия представленной в интернете продукции попалось именно то самое видео, где снимался его отец. Впрочем, возможно, это сделано намеренно для того, чтобы подчеркнуть мысль о неизбежности возмездия.

Полная версия