Москва
18 декабря ‘24
Среда

Режиссер Майкл Бэй трансформируется в робота

Пока киноманы бродят по показам Московского кинофестиваля, в широкий прокат выезжают с оглушительным грохотом и лязгом «Трансформеры-2». Павшие роботы восстают из мертвых, чтобы, как крокодил, проглотить наше солнышко.

В конце первого фильма режиссер Майкл Бэй, еще не знавший точно, но наверняка догадывавшийся о будущем успехе проекта «Трансформеры», обещал продолжение. И оно последовало, как последует, конечно же, и третья, и, скорее всего, четвертая часть. Режиссер масштабных, но бестолковых, а главное -- безрадостных картин «Армагеддон», «Перл-Харбор» и «Остров» наконец нашел в «Трансформерах» себя и сделал по-мальчишески азартное, лихое и остроумное кино. Хватит ли куража на продолжение? В этом, собственно, была интрига «Мести павших». То, что хватит денег, было ясно. После мировых сборов примерно в $708,27 млн бюджет, а значит, и возможности сиквела приближались к неограниченным.

Таланту Бэя дали развернуться на $200 млн (на $50 млн больше, чем в первой части). И он доказал, что умение тратить деньги – одна из его главных режиссерских способностей. Незатейливый рассказ он ухитрился растянуть на два с половиной часа. В течение которых сообщается довольно короткая на самом деле история. Видимо, все-таки сказалась забастовка сценаристов, помешавшая авторам довести вторую серию до ума. Хотя ум-то Бэю особенно не был нужен, как оказалось.

Армия США в союзе с автоботами производит зачистку земного шара от рассеянных и лишенных предводителя десептиконов, притворяющихся кто экскаватором на стройке, кто миксером на кухне. Тем временем симпатяга Сэм (Шиа ЛаБеф) отправляется в колледж, прощается с подружкой Микаэлой (Меган Фокс) и готовится к свиданиям с ней по интернету. Пакуя рюкзачок, парень обнаруживает осколок уничтоженного в первой части магического куба, за которым охотились злые роботы десептиконы. Кусочек этот активирует в мозгу Сэма ценную информацию, которая приведет трансформеров к машине по производству так необходимой им энергии. И все бы хорошо, если бы машина эта не высасывала дочиста наше родное солнышко. Какая-нибудь скучная душонка, без размаха и фантазии, упаковала бы такой сюжет часа в полтора.

Сюжет, впрочем, Бэю вообще не интересен. Он нужен только постольку, поскольку положено же как-то мотивировать грандиозную игру в машинки и войнушку. Лязг металла и грохот взрывов – вот, что по-настоящему радует не взрослеющего режиссера. Так было и прежде, когда он крушил космическую технику в «Армагеддоне» или топил американский флот в «Перл-Харборе». Следы его прошлых увлечений в «Трансформерах-2», кстати, присутствуют. Бэй, например, мастерски посылает ко дну авианосец и с наслаждением впивается с помощью алчного десептикона в американский спутник связи.

Техника и все, что с ней связано, похоже, доставляют Бэю какое-то почти физическое удовольствие. Человеческие чувства он показывает как-то механически. Даже аппетитная Меган Фокс, от которой в первой части прямо-таки перехватывало дыхание почти так же, как от Chevrolet Camaro, теперь перестала волновать. Зато с нескрываемым вожделением любуется постановщик роботом-искусительницей, пытающимся буквально изнасиловать мозг Сэма с помощью длинного извивающегося щупальца.

Все свое вдохновение Майкл Бэй потратил в новом фильме на две вещи: на роботов и на вооруженные силы США, которые по сути мало отличаются друг от друга. Роботы носятся мухами, скачут пантерами, превращаются в бульдозеры, самолеты, мотоциклы и забавные малолитражки с рэперскими замашками. С ними режиссеру хорошо и весело. Они оживают буквально на глазах в тот же самый момент, когда человеческие герои трансформируются в бездушных кукол, изъясняющихся шаблонными фразами армейского устава или казарменными шуточками.

Армия с ее танками, вертолетами, самолетами и кораблями, пушками и винтовками, униформой и средствами связи, бомбами и ракетами радует Бэя, видимо, четкой отлаженностью машины и способностью производить не меньше шума, чем гигантские автоботы и десептиконы. И если в первых «Трансформерах» в режиссере еще оставалось что-то человеческое, позволявшее ему время от времени посмотреть на буйство гормонов и шестеренок со стороны и широко ухмыльнуться, то теперь его роль сводится к высокопрофессиональной компоновке трюков.

В сущности, при современном темпе развития кинематографической техники такое кино, как «Трансформеры: месть падших», превращающееся на глазах в набор компьютерных функций, можно доверить снимать какому-нибудь продвинутому киборгу. А если заглянуть еще чуть дальше, то рисуется светлая перспектива кино про роботов, снятое роботами для роботов.

Полная версия