Москва
3 января ‘25
Пятница

Женские истории Святого Винсента

Харизматичная певица Энни Кларк, скрывающаяся за клерикальным псевдонимом St. Vincent, поет о безработных актерах, холодных постелях и смехе с разбитыми в кровь губами. И вводит в заблуждение даже самого умудренного жизнью меломана: неужели американка несолидных лет может играть и петь подобное?

Не ищите в новой пластинке St. Vincent бойкого и меланхоличного инди-рока, как в ее предыдущих сочинениях «Ratsliveonnoevilstar» и «Marry Me». В «Actor» вас ждут сентиментальное путешествие по закоулкам человеческих терзаний в духе фильма-нуар, психофолковая мистика и звуковые иллюстраций к «Грозовому перевалу».

Техасская резня бемолями

Энни Кларк родилась в крохотном городке Тусла, штат Оклахома. А выросла в соседнем Техасе. Оба места мало гармонировали с ее нежной, поэтической душой: из соседних окон доносились звуки банджо, краснолицые мужчины в клетчатых рубашках соревновались в игре на губной гармошке, а радиостанции, транслировавшие европейский инди-рок, ловились лишь на верхнем этаже местной церквушки. Энни терпеливо осваивала инструмент за инструментом и мечтала стать если не Бьорк, то Кейт Буш.

По окончании школы она сбежала из родных ковбойских мест в Новую Англию, в Беркли, где поступила в музыкальный колледж. И не зря -- способности юной мультиинструменталистки укрощать бемоли и диезы оценили по достоинству, назначив неплохую стипендию. Вскоре она уже руководила студенческим хором и выступала с новыми знакомыми, такими же амбициозными любителями некоммерческого рока, по местным клубам.

Ее дебютная пластинка «Ratsliveonnoevilstar», записанная с друзьями и выпущенная крошечным тиражом, получилась сугубо экспериментальной, нервной и по-девичьи искренней. Вторая, с провокационным названием «Marry Me» («Женись на мне»), выпущенная уже под псевдонимом St. Vincent, имела солидный успех у инди-публики. Так что девушка даже отправилась в турне по Штатам и своей до того момента заочно любимой Европе. В переездах между городами, и в номерах гостиниц, и даже в гримерках она вынашивала планы новой концептуальной пластинки. Спустя два года она, скромно названная «Actor», увидела свет.

Страсти Святого Винсента

Это французский святой был знаменит учреждением образования среди девочек, а также изобретением прекрасного вина своего имени. Энни идет по его стопам, с первой же вещи начиная историко-музыкальный ликбез. «The Strangers» повествует о трагической любви с первого взгляда. Это мелодичный ретророманс, напоминающий одновременно Cardigans и Сестер Бэрри. «Save Me from What I Want» -- наивный, но не лишенный эротичного кокетства фанк, а «The Neighbours» -- практически фокстрот, под который смогла бы станцевать и набоковская Лолита, если бы не вслушалась в содержание печального текста.

Десять знаменитых концептуальных женских альбомов1. Kate Bush «Dreaming» 2. Bjork «Medulla» 3. Tori Amos «Little Earthquakes» 4. PJ Harvey «White Chalk» 5. Siouxsie and the Banshees «Peepshow» 6. Lisa Germano «Geek Girl» 7. Patti Smith «Wave» 8. Enya «A Day Without Rain» 9. Toyah «Dreamchild» 10. Sinead O'Connor «Universal Mother»
Пик женских страстей приходится на животрепещущую балладу «Laughing with A Mouth of Blood» («Смех с окровавленными губами», как-то так) с настоящими скрипками и кларнетом, на которых играет сама мисс Кларк. Правда, по ходу складывается впечатление, что сама она в глубине души над всеми этими мыльнооперными слезами втайне посмеивается. Но кто знает? Тем более что приглашение в постель («The Bed») с восточными колокольчиками и колыбельным ритмом -- совсем в духе Йоко Оно, женщины, знающей толк и в сарказме, и в мистификациях.

О бедном актере замолвите слово

Если отвлечься от вопиющей неполиткорректной и сексистской направленности текстов (в Америке в наше время «слабых женщин» жалеют только самцы-подонки), есть шанс насладиться великолепным сочным звуком и правильно подобранными «архаичными» музыкальными компонентами, позаимствованными у Голливуда 50-х. Бархатными кажутся басы прокипяченных перед записью струн контрабаса (это не примета такая, это старинный способ улучшения звучания) -- значит, никаких сэмплов. Практически все партии сыграла сама St. Vincent (с небольшой помощью участников Modest Mouse, The Thermals и Midlake), не говоря уже о лид- и бэк-вокалах. Куда тут всяким Miranda Sex Garden!

К названию пластинки отсылает одна из самых пронзительных, энергичных и уже неплохо известных вещей -- «Actor out of Work» («Безработный актер»). Тут в отличие от остального материала слышатся механический бит, судорожные басы электроклэша и надрыв постпанка. А как же крошечный финальный вальс «The Sequel» («Продолжение»)? Продолжение действительно следует.

Вдумчивая ткачиха пестрого матримониального звукового ковра задала больше загадок, чем дала ответов. Прекрасные ретроупражнения и отсылки к героиням прошлых лет быстро утомляют, если не работают на будущее.

Полная версия