Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Наивная французская пианистка против глухой узбекской актрисы

Второй фестивальный день в программе «Перспективы» был исключительно девичьим. Две картины, французская «Я тебя съем» и узбекская «Безмолвие», неожиданно оказались на одну и ту же тему: женщина и ее жизнь в искусстве.

Особых кинематографических откровений, которых зритель вправе ожидать от программы с названием «Перспективы», в этих фильмах не обнаружено. Если не считать того, например, что женщины -- существа и так непутевые, а уж творческие женщины -- вообще туши свет. Причем между француженкой и узбечкой в этом смысле разницы нет почти никакой.

«Я тебя съем», режиссер Софи Лалой, Франция

Юная пианистка из деревни Мари (Жюдит Дэвис) ужасно похожа на Лив Тайлер в юные годы: такой же курносый веснушчатый нос, пухлые губы и хорошенькие глазки, не говоря уже обо всем остальном. Это внешне. А по сути она -- совершенная Фрося Бурлакова.

Мари поступила в престижную музыкальную школу в Леоне и сняла по этому случаю комнату у своей детской подруги (Исильд Ле Беско), с которой, впрочем, они с детства не встречались. С первого взгляда ясно, что подруга -- девица нудная, с премерзким пучком и поджатыми губками.

В огромной квартире, где после смерти отца и бегства в неизвестном направлении матери-художницы Эмма проживала совсем одна, теперь завелось пианино и наивная провинциальная дурында, которую надо с маниакальным энтузиазмом опекать. Эмма для начала завладела распорядком дня Мари, потом ее девичьим телом, а после стала властно претендовать и на ее чувства. Эти тревожные отношения не только мешали пианистке предаваться нормальному в ее возрасте веселью и здоровому сексу с однокурсниками, но и сильно отвлекали от занятий музыкой.

«Я тебя съем» -- режиссерский дебют француженки Софи Лалой, которая до этого в кино работала как звукооператор. В основе картины ее собственный опыт занятий музыкой и воспоминания о трудностях совместной жизни с чужим человеком.

Наверное, в первую очередь предполагалось, что кино будет о муках творчества, музыке и жизни в искусстве вообще. Во вторую -- о женской сущности, которая в данном случае раздвоилась на беспечную инфантильность и болезненное собственничество. Но все-таки самым ярким переживанием от просмотра стала судьба пианино, которое несчастный многодетный отец героини весь фильм таскает туда-сюда, покуда его музыкальное чадо не может выбрать между физическим и душевным комфортом. Если бы Мари играла, скажем, на скрипке, все было бы значительно проще, а фильм, наверное, скучнее.

«Безмолвие», режиссер Ялкын Туйчиев, Узбекистан

Все очень запутано. Популярная узбекская актриса (Рано Шодиева) снимается в сериалах, в рекламе, дублирует фильмы и позирует как модель. А также репетирует в театре «Три сестры» и играет в кино роль популярной узбекской актрисы. Ее героиня тоже много работает и рекламирует майонез, пока не узнает, что непоправимо теряет слух. У обеих актрис не слишком понятная, но явно непростая личная жизнь. Та, которая глохнет, влюблена в женатого человека. Он к тому же болеет болезнью Альцгеймера. А та, которая ее играет, все время ходит с яблоком в руке, за что ее справедливо ненавидит муж. И забывает поздравить единственного сына с днем рождения (тоже Альцгеймер?) Несмотря на то что ухватить смысл происходящего не представляется никакой возможности, смотреть фильм «Безмолвие» крайне увлекательно. Хотя бы потому, что «Три сестры» на узбекском языке звучат необычайно новаторски. Радует также и наблюдение, что узбекские актрисы живут в значительно менее стесненных условиях, чем французские пианистки.

 

Полная версия