Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Международный фестиваль для русского кино

Начинается XXXI Московский международный кинофестиваль. «Радикальность, новаторство и минимум академизма», -- так в общих чертах охарактеризовали свою генеральную линию отборщики. Это касается и основного конкурса, и «Перспективы», и других фестивальных программ, которых будет более 20. И пройдут они с 19 по 28 июня. Infox будет передавать отчеты о ходе ММКФ ежедневно.

Жестокий царь и обаятельный гангстер

Откроется программа фильмом Павла Лунгина «Царь», который, очевидно, станет одним из самых обсуждаемых событий не только фестиваля, но и вообще года. Как считает программный директор Кирилл Разлогов, эта картина, отправляющая нас в жестокий 1565 год, к кровавому режиму Ивана Грозного, должна задать высокую планку для всего фестиваля. Кроме того, режиссер Павел Лунгин, который в этом году отмечает свой 60-летний юбилей, избран председателем жюри. Его творческая биография в несколько усеченном виде будет представлена в специальной ретроспективной программе.

Закроет фестиваль гангстерская драма режиссера Майкла Манна об обаятельном грабителе Джоне Диллинджере в исполнении Джонни Деппа. Картина так и называется «Джонни Д». И в том, что закрывает Московский фестиваль по традиции американский блокбастер, устроители видят хорошую примету – значит, Голливуд, несмотря ни на что, видит в России большие прокатные перспективы.

Конкурс для своих

Главной чертой нынешнего фестиваля Кирилл Разлогов считает жесткий принцип «премьерности», который в последние годы был несколько размыт. Организаторы ММКФ надеются, что теперь он займет наконец свою нишу среди других фестивалей: открытие новых звезд, течений и жанров, а «не будет паразитировать, как Канны, на именах». Эта амбиция московских отборщиков в общем-то не нова. Но до сих пор она так толком и не реализовалась. Главный интерес стабильно представляли внеконкурсные программы.

Беглый обзор конкурсного списка, действительно, показывает, что «паразитирование» на громких зарубежных именах Москве как не грозило, так и не грозит. При этом русские имена, напротив, все очень даже знакомы. И на этот раз их как никогда много. Так что конкурс вполне может стать национальным чемпионатом.

Россию представляют в основном конкурсе целых три фильма: «Чудо» Александра Прошкина, «Петя по дороге в Царствие небесное» Николая Досталя, «Палата № 6» Карена Шахназарова. «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой, хоть и числится украинской, но это скорее географическая формальность.

В конкурсе «Перспективы», аналоге каннского «Особого взгляда», обычно открываются новые «кинематографические горизонты». В этой программе покажут фильм «Событие» Андрея Эшпая, снятый по произведениям Владимира Набокова с Чулпан Хаматовой в главной роли. Но российский вклад так или иначе присутствует еще в нескольких работах. «Дама с собачкой», хоть и выступает от Германии, но снята нашим бывшим соотечественником Юрием Колтуном, с русской актрисой (Любовь Васильева) и, разумеется, нашим сюжетом, перенесенным в современный Гамбург.

Кроме того, хоть частично, но российской можно считать одну из самых ожидаемых премьер фестиваля, анимационную картину «Первый отряд». Это безумное аниме про пионеров-героев, сражающихся с оккультными войсками и демонами, дерзкий проект, придуманный русскими сценаристами Михаилом Шприцем и Алексеем Климовым, нарисованный и режиссированный японцами (режиссер Есихару Асино).

Наши вне конкурса

Российское, или советское, кино наследило и во многих внеконкурсных программах. Одна из них так и называется – «Русский след» и посвящена русской\советской темам в нескольких иностранных картинах разных времен.

Кроме того, имеются и специальные «Российские кинопрограммы», подготовленные Союзом кинематографистов и Гильдией кинокритиков, которые пройдут в Доме кино, заслуживают внимания прежде всего работами молодых режиссеров, которые в этом году были заметны на фестивалях, включая Берлин, Канны и последний «Кинотавр». Ценность российских показов еще и в том, что большинство из этих картин мы увидим еще нескоро и в очень ограниченном прокате. Здесь покажут, в частности, «Сумасшедшую помощь» Бориса Хлебникова, «Сказку про темноту» Николая Хомерики, «Kislorod» Ивана Вырываева, «Скоро весна» Веры Сторожевой и др.

Кроме того, подготовлена большая программа новой российской анимации, документального кино и отдельный показ студенческих фильмов.

Национальные ретроспективы

2009 год объявлен годом «Индии в России». Во многом благодаря этому факту, ну, еще и потому, что Болливуд и по сей день производит больше всего фильмов в мире, на Московском фестивале индийского кино будет много и разного. И, как обещают составители программы, «Индийская панорама» должна перевернуть наши представления об этом культурном феномене. Здесь есть такие специфические артефакты, как снятая католическим священником на языке племени кокборок низкобюджетная драма «Наше прошлое»; или «Свадебное сари» режиссера Приядаршана, картина, подробно рассказывающая о жизни индийских ткачей. Но будут, конечно, и драки, любовь и танцы. Откроет программу фильм Мадхура Бхандаркара «Мода» -- неожиданная драма, погружающая нас в беспросветный мир индийского модельного бизнеса.

Жестом культурного примирения выглядит ретроспектива «Кино Грузии. От «Клятвы» до «Покаяния», где, собственно, как и следует из названия, покажут лучшие образцы советского грузинского кино начиная с картины Михаила Чиаурели 1946 года про жизнь жены большевика Варвары Петровой и ее встречу со Сталиным. И заканчивая знаменитым антитоталитарным «Покаянием» Тенгиза Абуладзе 1984 года. Заметим, кстати, что грузинский фильм имеется и в основном конкурсе – это «Посредник» режиссера Дито Цинцадзе.

«Болгарский фокус» представляет современное состояние болгарского кинематографа, за которым после взрывного «Дзифта» следует, видно, последить. Не обошлось без болгарской уголовщины и в конкурсе – за нее ответит фильм «Раки» режиссера Ивана Черкелова.

Программа «Азиатский экстрим», разумеется, посвящена азиатскому кинематографу, без которого ни один уважающий себя фестиваль обойтись не может. Главным событием здесь станет «Весенняя лихорадка» китайца Лоу Е, каннского любимца, который за этот фильм увез приз за лучший сценарий.

Персональные ретроспективы

Удостоился таковой не только председатель жюри, но и его коллега. Отдельной программой заявлена ретроспектива одного из самых выдающихся индийских режиссеров Шьяма Бенегала. Она должна восполнить пробел в кинообразовании тех российских зрителей, которые еще не в курсе, что он давно уже считается классиком. Поэтому, собственно, и приглашен в жюри ММКФ.

Состоится также большая ретроспектива видного «предателя социализма» Ежи Сколимовского, чье имя уместно поставить в один ряд с Милошем Форманом, Романом Поланским и Душаном Макавеевым. Лидер «нового польского кино», который, впрочем, в последние двадцать лет больше увлечен живописью, сам приедет в Москву, чтобы представить свои работы: от «Барьера» до последнего произведения «Четыре ночи с Анной».

Ретроспектива итальянца Марко Феррери носит название «Парадоксы». Режиссер, снявший более 30 фильмов, будет представлен, конечно, не полностью. Но фирменная рискованность и провокативность Феррери подана вполне убедительно. К тому же несколько редких фильмов способны порадовать и гурманов.

Неигровая перспектива

Особое внимание следует, по-видимому, обратить в этом году на программу документального кино «Свободная мысль». По наблюдениям организаторов ММКФ, программы неигрового кино в последние годы пользуются у зрителей все большей популярностью. До такой степени, что, возможно, в следующем году на Московском кинофестивале для документального кино будет создан отдельный конкурс. Пока же будут показаны победители других престижных фестивалей из Санденса, Амстердама, Лейпцига и т. п. Например, «Человек на проволоке» английского режиссера Джеймса Марша, который в 2008 году получил «Оскар» и множество других наград. Или «Встречи на краю света» Вернера Херцога, который «Оскара» не взял, зато ему достался главный приз МКФ в Эдинбурге.

Обо всех программах и о расписании показов можно узнать на сайте фестиваля http://www.moscowfilmfestival.ru/.

Полная версия