Москва увидела оркестр и дирижера, влюбленных друг в друга
В Колонном зале начался IV Фестиваль симфонических оркестров мира. Приуроченный к празднованию Дня России, он завершится 12 июня концертом Российского национального оркестра под управлением двух Михаилов -- Плетнева и Татарникова. Первые два фестивальных концерта дал бывший коллектив Мишеля Плассона Симфонический оркестр Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева.
В поисках неутраченного времени
На брифинге в Колонном зале 32-летний Туган Сохиев, дирижер осетинского происхождения, петербуржец (учился у Ильи Мусина и Юрия Темирканова), а теперь и европеец говорил о взаимосвязи симфонической и оперной практик («одна другую существенно дополняет») и о разнице между нашей и «их» системами образования («там музыке обучаются частно, за нее надо платить»). При этом он выглядел человеком, у которого все в жизни прекрасно. С людьми его возраста такое бывает не часто.
В его карьерном allegro vivace (итальянское обозначение темпа – «очень быстро») были не только виктории (третий конкурс Сергея Прокофьева, работа в Мариинском театре, солидные западные ангажементы), но и проблемы. Год службы в Опере Уэльса (2003-2004 гг.) сделал 26-летнего Сохиева любимцем валлийской публики, но завершился нервным срывом. Поговаривают, упорство Сохиева нашло косой на заторможенные реакции уэльских оркестрантов. Контракт расторгли, Уэльс зачах.
Постановка оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Экс-ан-Провансе начала следующий виток дирижерской карьеры. Опера прошла каскадом по европейским сценам. В 2006 году добралась до мадридского Teatro Real. Темпераментного маэстро наперебой стали зазывать оркестры (радио «Би-би-си», Филармонический оркестр Французского радио, Королевский оркестр Швеции, Симфониетта датского радио, Национальный оркестр Франции) и театры (Хьюстонская опера, Дрезденская опера). Попав в известное агентство, дебютировав в Met и на ряде серьезных фестивалей, Туган Сохиев за два-три года стал мировой именитостью. В конечном итоге молодую звезду заполучил старейший коллектив Франции – Оркестр Капитолия Тулузы. Действие контракта началось в 2008 году, а завершится в 2011 году. По нему дирижер должен давать 15 концертов в год.
Социальная миссия
Рассказывая московским журналистам об отношениях с мэрией Тулузы, Туган Сохиев не без удовольствия изложил сюжет о том, как по его просьбе оркестр увеличили аж на 20 единиц. Жест мэрии стоит оценить: прежний состав оркестра был тоже не маленьким - 104 музыканта. Да и репутация бывшего оркестра знаменитого Мишеля Плассона выше похвал. Даром, что старейший в Европе (возник в начале позапрошлого века). В 90-х годах ХХ века оркестр тулузского Капитолия получал престижную во Франции премию Victoire de la musique classique восьмикратно. Еще раньше, в 1980 году, ему присудили звание «национального». А в 1974 году, по просьбе Плассона, в концертный зал переоборудовали бывшее помещение зернового рынка Тулузы. Именно тогда оркестр наконец покинул здание местной ратуши. Хорошая все-таки у тулузцев мэрия.
Вот и идея Сохиева о том, что, увеличив состав оркестра, можно расширить репертуар, нашла поддержку. В благодарность оркестр Капитолия включился в социальные программы города. «На генеральных репетициях бывает до 300 школьников, -- рассказал Сохиев, -- а резиденц-композитор разъясняет им содержание концерта».
А если это любовь
Тонус «Праздничной увертюры» Шостаковича, а также fortissimo «Симфонических танцев» Рахманинова дали понять, что мудрому звуку времен Мишеля Плассона пришел конец. Средний возраст нынешнего коллектива – примерно 30-35 лет. Надо ли добавлять, что между оркестром и дирижером разгорается интрига влюбленности с тем накалом эмоций, какой сопровождает страстные отношения. А какая у тулузцев девушка-концертмейстер!
На жесты Тугана Сохиева оркестранты не просто реагируют -- ловят на лету. Если скомандован сумасшедший темп, будьте спокойны, его зубами удержат и струнники, и духовые. Сохиев при этом очаровывает публику экономностью жестов. Да кому нужна сетка размера, если оркестр разбегается и притормаживает, как надо. Штрихи его синхронны, а послушание полное. Скорость и громкость коллектив на ура экспонировал оба вечера, в том числе в «Фантастической симфонии» Берлиоза, в увертюре к «Кармен». А в «Трепаке» из «Щелкунчика» Чайковского оркестр разошелся так, что публика выла. К сожалению, с тонкой материей «Послеполуденного отдыха фавна» не заладилось: Дебюсси рассыпался бисером неравноценных инструментальных микро-бенефисов. Нечто похожее произошло и в первый вечер, когда играли сюиту из «Пульчинеллы» Стравинского. Но важно другое.
За пламенным темпераментом молодого маэстро видна серьезная эрудиция. Держа, по выражению Мравинского, «партитуру в голове, а не голову в партитуре», он легко погружается на разные исторические глубины. Извлеченные оттуда ценности, оказавшись прямо перед слушателем, поражают неожиданным осмыслением. Как, например. средневековая секвенция Dies irae («День гнева»), которая в финале «Симфонических танцев» Рахманинова звучала зеркальным отражением финала берлиозовой «Фантастической». Такое дорогого стоит.
Если же говорить о качестве оркестрового звука, дирижеру еще есть над чем работать. Превосходная слитность струнной и медной групп сочетается с разнокалиберной квалификацией деревянных духовых. Тулузским кларнету и флейте есть чему поучиться у гобоя и английского рожка. Было бы желание.