Москва
22 ноября ‘24
Пятница

То ли люди, то ли куклы Филиппа Жанти

На Чеховском фестивале прославленный французский режиссер Филипп Жанти представляет свой новый спектакль «Болилок», волшебную историю о людях и марионетках, приключениям которых позавидовала бы кэрролловская Алиса, а комическим ужимкам -- мистер Бин.

Великий и ужасный

Немногие европейские режиссеры с мировым именем бывали у нас еще в советские годы. Жанти – один из них. Но тогда он выступал в качестве режиссера-кукольника, который путешествовал по странам и континентам, пересекал пустыни на маленьком автомобильчике и всюду показывал свои виртуозные представления, в которых оживали самые обыкновенные вещи. В последние годы мэтра интересует больше театр, в котором люди, марионетки, декорации, свет и звук являются кусочками мозаики. Из нее он складывает магические живые картины.

На прошлом Чеховском фестивале Филипп Жанти очаровал московскую публику своим «Краем земли». Это было сюрреалистическое танцевальное действо. В «Болилоке» режиссер отчасти возвращается к театру кукол, но только затем, чтобы, оттолкнувшись от него, погрузиться в новые миры, где люди и марионетки меняются местами и проникают друг в друга, выведывая самые страшные тайны.

Эллис в стране марионеток

Филипп Жанти рассказывает, что на создание спектакля его натолкнула прочитанная в одном американском журнале статья о парне, страдавшем раздвоением личности. Но у режиссера наверняка был и другой источник вдохновения -- сказки Льюиса Кэрролла. Неслучайно главную героиню спектакля зовут Эллис, головы марионеток парят в воздухе, как улыбка Чеширского кота, а волшебные миры, куда попадают герои, напоминают зазеркалье.

Представление начинается вполне традиционно. Эллис знакомит зрителей со своим кукольным театром, но скоро сама становится подопытным кроликом в руках взбунтовавшихся марионеток, которые укладывают ее на операционный стол и с помощью медицинских манипуляций пытаются проникнуть в сознание пациентки. На экране мы видим, как две крошечные фигурки ползут по какому-то мягкому, пузырчатому и хлюпающему тоннелю, открывают задраенные, как на подводной лодке, люки и заглядывают в комнаты, где спрятаны тайные страхи и воспоминания девушки вроде горящего родительского дома, который она сама якобы и подожгла. Потом происходящее на экране переносится на сцену, и вот уже два клоуна тонут в заполняющемся водой трюме. Но, конечно, спасаются и путешествуют по новым мирам, пока не превращаются в гигантское восьмипалое чудовище с крошечной кукольной головкой Эллис.

Раблезианские куклы

Пересказывать спектакли Жанти – дело неблагодарное. Они созданы из материй, не поддающихся вербализации. Невозможно описать словами и уморительную игру Кристиана Хека, актера «Комеди Франсез», который благодаря Филиппу Жанти открыл в себе первостатейный комический дар. Его персонаж – мерзкий лысый старикашка -- своими повадками напоминает мистера Бина. Но в отличие от приземленного и погрязшего в бытовых мелочах телевизионного комика герой Хека – существо нездешнее, инфернальное, и потому его хохмы производят жутковатое впечатление.

Спектакли Филиппа Жанти всегда синтетичны, в них причудливо переплетаются театр, цирк, танец, пантомима, видеоарт и другие виды искусства. В «Болилоке» ко всему этому добавлена изрядная доля клоунады. Режиссер не прочь похулиганить, заставляя актеров громко пукать и почесывать задницу. Русская публика на эти раблезианские проявления реагирует стыдливо. А, например, в Германии, где «Болилок» играли перед гастролями в Москве, зрители, говорят, чуть не падали со стульев от смеха. Кому-то покажется, что шутовское кривляние не идет изящным, магическим фрескам признанного мастера. Но Жанти в своем поиске тотального театра не гнушается никакими жанрами, в дело идет все. И в этом, наверное, секрет его уникальной фьюжн-кухни, в которой нет готовых рецептов, а есть постоянное творчество и эксперимент.

Полная версия