Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Тайное музыкальное общество

Ряды музыкальных мистификаторов пополнило новое тайное общество -- десять приглашенных певцов, дуэт маститых продюсеров и кинорежиссер. На виртуальном альбоме «Dark Night of the Soul» Игги Поп, Danger Mouse и Дэвид Линч оживляют прекрасные жанры и выясняют, в чьей же душе больше потемок.

Музыкальный детектив

Первая весть о таинственном проекте, объединившем такую странную компанию, пришла из Остина в марте. Столица Техаса, принимавшая ежегодный музыкальный фестиваль, была увешана постерами, на которых не было ничего, кроме заголовка «Темная ночь души» и имен звездных участников. Собравшиеся на фестиваль меломаны сперва даже предположили, что речь идет о каком-то новом музыкальном фильме. Позже такие же постеры пришли по почте в редакции ведущих музыкальных изданий. Ни обратного адреса на конвертах, ни рекламы проекта в интернете обескураженные журналисты не обнаружили. Загадка не поддавалась им до тех пор, пока не смилостивились ее авторы.

Музыкальный концерн EMI отказался издавать альбом «Dark Night of the Soul», ссылаясь на то, что Danger Mouse в нарушение условий контракта запустил записи в интернет. А альбом фотографий Линча сегодня можно купить в комплекте с пустым CD-R-диском.
Из разосланного тем же способом пресс-релиза выяснилось, что заявленная «Ночь» вовсе не фильм, а совместная пластинка, затеянная двумя музыкантами. Первый -- мотор проекта, одаренный поп-механик Брайан Бертон, известный как Danger Mouse. Второй -- мультиинструменталист Марк Линкус из группы Sparklehorse. Вместе они сочинили чертову дюжину песен, для записи которых были ангажированы десять вокалистов. А режиссер Линч подготовил для альбома буклет с фотографиями собственного авторства и даже спел в паре вещей, благо во времена лохматой молодости у него была собственная группа.

Опасный зоопарк

Изучая список приглашенных звезд, понимаешь, насколько тесным иногда может быть музыкальный мир. Подопечные Опасного Мыша и Линкуса почти поголовно оказались старыми знакомыми, хотя некоторых из них простым слушателям и в голову не придет поставить рядом. На призыв продюсеров откликнулись исполнители фолка, агенты корневого американского инди, парочка заезжих артистов и сам Игги Поп. Отвлекшись от работы над собственным джазовым альбомом, жилистый дедушка панка благосклонно согласился «записать песенку» для сборника.

Выписанный Линкусом Уэйн Койн из культовых Flaming Lips как прямой наследник мастеров 1970-х уверенно чертит в первом номере «Revenge» пинк-флойдовские горизонты. А пройдя через руки и хитрую технику Бертона, модернизированный арт-рок в довесок к психоделической легкости приобретает и модный электронный флер.

Следующей точкой отсчета после «Пинк Флойд» становится Фил Коллинз. Валлиец Гриф Рис отменно справляется со сладкой софт-роковой мелодией, почти не искаженной компьютерами, в песне, как ни странно, повествующей о войне. «Jaykub» в исполнении американца Джейсона Литла -- это уже классический дрим-поп с дрожащими электронными волнами во вкусе Animal Collective. Ну а второй его номер оказывается и вовсе незамысловатой салонной песенкой.

Первой известной работой Брайана Бертона под псевдонимом Danger Mouse стал альбом-микст «Серый», соединенный из «Белого» альбома The Beatles и «Черного» альбома рэпера Jay-Z.
В своем выходе «Little Girl» опытный сердцеед Джулиан Касабланкас учит уму-разуму юную героиню на фоне привычной для лидера The Strokes гитарной эквилибристики. Корпулентный Фрэнк Блэк, возглавлявший The Pixies, вроде бы давно и прочно переключился на пенсионерский блюз, а здесь неожиданно дал ершистый рок-н-ролл с равными пропорциями гитарного фузза и цифровой трескотни.

Долгожданный Игги представляет публике очаровательно-мрачный электростоунер «Pain», в начале которого он изображает облезлого мартовского кота, в середине называется «наполовину Богом, наполовину мартышкой», а в конце едва ли не бьется в конвульсиях. После него к микрофону, усиленному автотьюном, выходит маэстро Линч с индитронной колыбельной «Star Eyes (I Can Catch It)». А всего через номер нас ждет еще одна убаюкивающая мелодия -- нойзовая «Insane Lullaby» Джеймса Мерсера из The Shins.

Под занавес альбома на сцене появляются и дамы -- солистка The Cardigans Нина Перссон и фолк-певица Сьюзан Вега. В их лирических номерах главная нота ностальгическая. Нина поет о маленькой девочке, пытающейся испечь пирог, пока папа ушел на работу, а более зрелая Сьюзан вспоминает о любви к «человеку, игравшему Бога», правда, вряд ли она имела в виду Игги Попа.

Финальный номер, будто взятый со старой, заезженной грампластинки, вновь достался Дэвиду Линчу, и его голос оказывается в обрамлении неторопливого фортепиано и гулких гитарных риффов.

Альбом-призрак

К сожалению, у альбома «Dark Night of the Soul» немного шансов появиться в широкой продаже. Сегодня диск существует только в виртуальном пространстве -- на нескольких музыкальных сайтах и в пиринговых сетях. Денег от своей кропотливой работы музыканты не получат. Но уже сейчас сумерки музыкальных душ, на поверку оказавшиеся вполне уютными и привлекательными, стали роскошным подарком меломанам всего мира.

Полная версия