«Про Арте» расшевелил Петропавловскую крепость
Базирующийся в Петербурге, на территории Петропавловской крепости, институт современного искусства «Про Арте» отметил десятый день рождения десятью художественными событиями. Если бы праздник фиксировали на видео с вертолета, было бы видно, как Петропавловка ходит ходуном.
Гений места
Именно такое задание, чтобы крепость заходила ходуном, Елене Коловской, директору института «Про Арте», сформулировал Александр Колякин, директор музея-заповедника «Петропавловская крепость». Институт задание выполнил, в очередной раз не только предъявив публике щедрые на выдумку проекты десяти штатных сотрудников, но и выдержав соответствующую современным искусствам форму.
Ровно в полдень мероприятие открыла Елена Коловская, собственноручно выстрелившая из пушки Нарышкинского бастиона. Тем, кто наблюдал ее пятиминутную артподготовку, довелось испытать сильные эмоции. Казалось, что в этот день Эрмитаж, ростральные колонны и здание Биржи были периферийными элементами классической панорамы, главенствовала в которой Петропавловка. Сходные чувства, видимо, испытали директор крепости Александр Колякин («Мы находимся и работаем в самом сердце города») и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский («Работая в Эрмитаже, приятно сознавать, что напротив, в Петропавловской крепости, действует институт «Про Арте», как и мы, непосредственно связанный с искусством»).
Детство, отрочество
Один из последних российских проектов Джорджа Сороса «Про Арте» (ныне подразделение Фонда Форда) еще при возникновении вызывал изумление своего патрона: концепция института была разработана всего лишь в течение месяца. У колыбели «Про Арте» тогда собралась вся московско-петербургская культурная элита, от музейщиков, культурологов до журналистов ведущих ежедневных изданий.
Ныне выпускники про-артовского курса «Культурная журналистика» работают в 75 городах России. Институт пользуется известностью и за рубежом. Зачитывая имена отправителей праздничных телеграмм, Елена Коловская из экономии времени перечислила далеко не всех. Но и краткий перечень впечатлил наличием имен вроде Билла Виолы, руководителей Гуггенхайма и ведущих музеев мира. И это при том, что статус художников для «Про Арте» отнюдь не самая важная вещь. Резонанс акций института вызван прежде всего доверием к идее, а не к громкому имени. Между прочим, штат института -- десять человек. А творческих акций проводится около 100 ежегодно.
Взять хотя бы музыкальные проекты «Про Арте»: концерт американской поставангардистки Меридит Монк, «Пифийские игры» -- ежегодный конкурс современных композиторов, программы созданного на базе института EnSemble, проект «Петербургского хора жалобщиков» -- филиала немецко-финской инициативы международного «Хора жалобщиков». До Питера разные хоры жаловались на судьбу в Бирмингеме, Виллемсберге и Хельсинки, а после -- уже где-то в Израиле и Азии. Ну а на дне рождения не обошлось без «Хора поздравляльщиков».
От «Симфонии гудков» до «Живых скульптур»
Дальнейшие акции накатывали как снежный ком. В «Атриуме» крутили авторскую программу Дины Годер «Мультфильмы по выходным». На Государевом бастионе слушали «Хор поздравляльщиков», прошедший путь от интонаций романса Глинки «Не искушай меня без нужды» к радостному завершению его же «Попутной песней». Тем временем в каземате Государева бастиона готовили видеопарад Билла Виолы «Квинтет памяти», а из комнат «Про Арте» наружу выбегали участники перформанса Вили Дорнера (Австрия) -- «Живые скульптуры».
25 скульптур в исполнении 19 спортсменов (они же танцоры и паркуристы) расшевелили музейный ландшафт Петропавловки. Хор пел: «Искусство с безумством тут дружно живут». Гениальность акции была в том, что группы тренированных участников носились по территории крепости, забиваясь во все углы, щели и водопроводные стоки немыслимо красивыми и при этом совершенно непредсказуемыми человеко-орнаментами. Тут горизонтальная фигура прилепилась к стене, там восемь цветных тел замерли на чугунном бордюре.
Расцветив собою стенные арки, растворы ворот, ступени, колонны крепостного храма, углы и пространства между зданиями и деревьями, люди-пауки делали большое дело. Все же в музеях-заповедниках нечасто восхищенная толпа взрослых и детей бегает за теми, кто способен художественно наложиться на мусорную урну, зависнуть в воздухе рядом с водосточной трубой или превратиться на газоне в скульптуру-фонтан. Так что с институтом «Про Арте» Петропавловке сильно повезло: всего лишь десять человек-кураторов способны заполнить ее артистической активностью без остатка.