В Эрмитаже открылась несколько раз откладывавшаяся выставка «Ренуар. Композиции с лестницей». В очередной раз эрмитажные кураторы убили сразу двух зайцев: продемонстрировали виртуозную работу реставраторов и выставили две действительно бесценные работы.
Лестница для Ренуара вообще была объектом патологически привлекательным: вспомнить хотя бы знаменитую «Лестницу в Алжире». Кажется, он бы всю жизнь только ступеньки и рисовал, наблюдая игру света, тени и цвета на них. Но для дома Шерпантье он создал нечто вовсе невероятное. На эрмитажной выставке понять, как работы выглядели изначально, трудно, но представить эти два вытянутых полотна на лестничной площадке можно. Банальный дизайнерский ход потянул за собой фантастические и непредсказуемые находки. При всей аляповатости деталей (ажурная решеточка, молодой человек держит в расслабленной руке пахитоску, девушка и вовсе поигрывает пошленьким китайским веерочком), целое -- четкая диагональ перил и темная, спускающаяся по этой диагонали фигура – тут, и правда, работает фантастически.
Ренуаровские «Композиции с лестницей» не зря сравнивают с «Танцем» и «Музыкой» Матисса. У них схожие истории: и матиссовские работы, которые давно уже висят в Эрмитаже, и ренуаровские «Лестницы» писались не как самостоятельные работы, а как декоративные полотна для интерьеров. Матисс рисовал для дома купца Щукина. Ренуар свои «Лестницы» создал для украшения особняка издателя Жоржа Шерпантье. В обоих случаях геометрия композиций стала смыслообразующей: у Матисса квадрат, в который заключен ярко-красный круг, у Ренуара – диагональ лестниц. Они писались как своего рода орнамент. Скрестив орнамент с собственной манерой, и Матисс, и Ренуар совершили революцию выразительности. Оказалось, что если геометрию внедрить в постимпрессионизм, получится картина, совершенно невероятная по эффекту. На лестницах одной только диагональю, пересекающей полотно, Ренуар добивается абсолютного эффекта движения, иллюзии, будто фигуры спускаются вниз.
Но есть одно большое различие между работами Матисса и Ренуара. И вот оно-то и является поводом для выставки. Матиссовские «Танец» и «Музыка» имеют счастливую судьбу. Всем их революционность давно ясна. Их путь по служебной, извините, лестнице от предмета интерьера к классическому произведению искусства был коротким. Ренуаровские же картины были в дороге долго и немало поиздержались. Уже после особняка Шерпантье «Лестницы» долго скитались по разным частным коллекциям и чуть было не затерялись в них, когда попали в Эрмитаж после войны, вместе с остальными трофеями. В Эрмитаже они лежали в запасниках, и только один раз их выставляли в начале 90-х в качестве «забытых шедевров». Причина тому -- выцветший холст, стершиеся краски. С реставрацией, к сожалению, долго тянули. Любой европейский музей эти работы сделал бы жемчужиной своей коллекции. У нас же «Лестницы» долго ждали своего часа.