В среде российских меломанов царит паника. Они влюблены в прекрасную, но глубоко порочную девушку с именем, звучащим как приговор к расстрелу. Концерт Элеанооры Розенхольм состоится сегодня, в четверг, в клубе «Икра».
Воспитанница детского приюта, застенчиво рассказывающая о совершенных ею страшных преступлениях. Начинающая певица, выходящая на сцену с куплетами самого развратного содержания. Талантливая сиротка, вместе с двумя братьями мстящая обесчестившим ее богатым старикам. Она поет на эльфическом финском языке, в котором проскакивают до боли знакомые слова «Ялта», «кокаин», «Владимир». Да кто она такая, эта Элеаноора Розенхольм?
Невидимые миру слезы
Скорое всего, Элеаноора – сестра-близняшка битловской Элинор Ригби, оказавшаяся в холодной северной стране и запевшая на местном наречии в стиле, не имеющем пока четкого определения. Про музыкантов известно немного: макабрическую рыжеволосую фронтвумэн с хрустальным голоском зовут Ноора Томмила, и она может похвастаться классическим музыкальным образованием и довольно долгой работой в смешанном хоре, исполнявшем народные и патриотические песни. В роли ее братцев выступают Паси Салми и Мика Рятте. Первый попутно играет симфонический построк в Magyar Posse (они три года назад приезжали на пикник «Афиши»). Второй руководит авант-металлической группой Circle.
Как чистосердечно признается сама Нора, «Элеаноора Розенхольм олицетворяет темную сторону человека». Возможно, поэтому темы песен не отличаются оптимизмом. Инфернальные финны поют о домохозяйках, которые сходят с ума и зарубают мужей топором («Ambulanssikuskitar»). Поют про вдову, которая терзается от недостатка физической близости, принимает транквилизаторы, курит гашиш, угоняет машину, въезжает в витрину ювелирного магазина, потом в полицейском участке крадет пистолет и угрожает всех расстрелять («Suljetun osaston astronautti»). Про девочку, которой было очень грустно после смерти отца, отчего она стала убивать молодых мужчин и топить их в черном озере за домом («Pesulassa»). Об актрисе парижского варьете, которая покончила с собой в 1959-м, и с тех пор ее душа вселяется в одного за другим современного рокера и делает их несчастными («Kuolleilta»). И наконец, знаменитая баллада «Kopiokissa 2» -- про изнасилованную в келье монашку.
Сделаны все эти замогильные истории с особенным финским юмором и превосходящим все мыслимые примеры чувством стиля.
Не надо обижать солдата
Eleanoora Rosenholm -- выходцы из крохотного дремучего городка Пори, где по странной логике родились, например, лучшая пост-роковая группа Финляндии Magyar Posse и неоджазовые волшебники Kuusumun Profeetta. Томилла и ее «братья» не сразу нашли свое уникальное звучание, клонясь то в сторону классического фолка, то разухабистого кабаре, то неоготики. Настоящим прорывом стал хит-сингл «Maailmanloppu» и очень своеобразный клип на него.
Последний на сегодняшний день альбом с веселым названием «Ä lä Kysy Kuolleilta, He Sanoivat» («Они сказали: не спрашивай у мертвых»), вышедшей на лейбле Fonal, главной твердыне финского инди-рока, критики и простые пользователи признали вершиной творчества троицы. Ноора обмолвилась, что сейчас они играют диско, под которое охотно пустился бы в пляс серийный убийца. Специалисты склоняются к термину психофолк и сравнивают финские откровения то с подсевшей на экстази Сюзанной Вегой, то с занявшейся аэробикой Кейт Буш, то со сделавшим операцию по перемене пола Беком.
Мы к вам заехали на час
На сцене Eleanoora Rosenholm звучит, да и выглядит так, словно «Непоседы» объединились, к примеру, с Bon Jovi и выступают на Дне милиции. Потусторонние саунд-явления – обычное для них дело. Они включают в свои композиции то сдвоенную ударную установку, то небольшой мужской хор на бэкграунде, доисторические клавишные, пышный ретро-бас и пронзительную акустическую гитару. И для полноты картины добавляют иногда древние этнические свистелки и футуристическую обработку вокала. Их музыка – это такой звуковой сыр «Виола», вязкий, вкусный и натуральный.
Трио приезжало к нам на знаменитую финскую «Ночь независимости», они были представлены послом (!), но выступали до обидного мало. Да и песен про Владимира и Анну тогда еще не существовало. Теперь ситуация взята под контроль: петь Элеаноора собирается долго и обстоятельно, как это делают у нее на родине. Будет страшно. Страшно красиво.