Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Цвета эмоций от итальянского классика

В Эрмитаже открылась большая выставка одного из главных европейских абстракционистов второй половины 20 века Афро Базальделлы. Она легко встраивается в ряд прежних выставок корифеев итальянского авангарда -- от кинетистов до Лучо Фонтана. И могла бы стать завершающей. Фигура Афро к этому располагает.

Название выбрано, в общем, верное -- «Цвет эмоции». Но к самой фигуре художника оно не вполне подходит. Точно так же, как и ярлык «абстракционист». Нет, Базальделла -- не тот же Фонтана, чтобы быть настолько однотонным, кидать на холст чистые эмоции. И вычленять из творчества Афро только абстракцию тоже неправильно -- сам термин тащит за собой слишком много стереотипов и штампов. В Эрмитаже это понимают, и выставка Афро настолько же массивная (50 работ), насколько разнообразная. Тут есть весь Афро, какой только может быть.

Его принято называть по имени: Афро, чтобы не путать с талантливыми родственниками -- родителями-декораторами и братом-скульптором. Он стоит особняком, но тесно связан с традицией. Казалось бы, от остальных далеко не ушел, но при этом они оказываются где-то позади.

Афро прекрасен в первую очередь тем, что он разнообразен. И всегда узнаваем. Будь то нарочитый реализм на грани попизма или увлечение Пикассо и разложение предметов на плоскости. Он из тех художников, которые поразительно органично существуют в своем времени. У таких персонажей как будто есть внешние рецепторы, которыми они улавливают происходящее вокруг и адаптируют под себя. Афро впитывал все, что было в искусстве на его веку с 1912 по 1972 год, как губка. Во что бы он ни ударялся, всегда оставался мастером цвета и света, никого не копировал, узнавался с одного штриха. Появляется кубизм? Сделаем кубизм такой, какого ни у кого нету. Есть футуризм? Ради бога -- в лучшем виде. И никакого «чего изволите?» в этом нет. Делить Афро на периоды бессмысленно. И манеры, и стили были для него не увлечением, а так и оставались одним из инструментов, которые всегда под рукой. В «Осени», например, работе начала тридцатых, видно явное увлечение заумью и де Кирико. И оно же вдруг просыпается в работах 50-х годов.

Может сложиться ощущение, что Афро -- это человек-энциклопедия всего искусства 20 века. В общем, это так, но не совсем. И вот тут эрмитажная выставка очень кстати -- никакой ретроспективности и беглости нет и в помине. Несмотря на разнообразие Афро и обилие работ, абстракция здесь стоит особняком. Чувствуется, что Афро не просто лучший из абстракционистов. Все куда глубже. Он один из немногих, для кого абстрактная манера органична, идеальна, но не единственна. Это тот случай, когда под абстракцией понимают не пятна и линии, а абсолютное чутье цвета. И вот тут Афро равных нет. В абстракции, которая сама по себе зачастую есть эмоция, Базальделла равен Кандинскому. Потому что как раз эмоция -- штрихи, пятна, пресловутая выразительность -- картину не образует. Ее создает именно цвет: и вот уже от него только рождается эмоция, и в цвете ее можно разглядеть при желании. От цвета, от его абсолютного чутья -- мягкость, приглушенность всех работ. Никакой резкости и души нараспашку. И именно поэтому лучшей абстрактной живописи не сыскать.

Полная версия