Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:56
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Звездочетов собрал мертвые души Америки

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Кощунственной религии западного поп-арта посвящена новая выставка в галерее XL. На ней демонстрируется «Нормальная цивилизация», воссозданная Константином Звездочетовым.

Культ инстинктов

В середине 1960-х престарелый Марсель Дюшан заявил журналу Express: «Довольно занятно видеть произведения, которые вводят картинки из комиксов в святая святых искусства. Заставить публику проглотить все это -- вот что меня восхищает». Изобретатель направления ready-made, автор писсуара, велосипедного колеса и сушилки для бутылок, провокатор общественного вкуса, Дюшан искренне восхищался своими последователями в модернизме. Художники поп-арта -- Уорхол, Лихтенштейн и прочая публика ввели в обиход высокого искусства предметы низовой культуры, совершив то, чего не удалось их предшественникам-футуристам, -- сбросив с парохода современности мало-мальски умеющих рисовать мастеров культуры. Академическое образование не требуется для разбрызгивания по холсту краски (техника дриппинга Поллока) и обводки слайдов по контуру. Новое искусство и массовая культура объединились в воспевании силы, потребления и первобытных инстинктов.

Так писал Михаил Лифшиц, марксистский теоретик искусства. Но в СССР, за железным занавесом, книги Лифшица использовались только ради картинок. Лишь по иллюстрациям к критическим статьям советский читатель мог получить некоторое представление о художественных процессах на Западе. И черно-белые репродукции оскаленных героев непрочитанных комиксов, фотографии консервных банок и прочая поп-артистская пена, столь же непонятная здесь, как там -- соцсоревнование или ажитация на субботнике, в подвальной мастерской авангардиста окружались романтическим ореолом истины в последней инстанции.

Так же и в быту: привезенная банка Coca-Cola или Heineken, пачка Marlboro и даже простой полиэтиленовый пакет с заграничной символикой становились коллекционной ценностью. Эти предметы отсылали воображение владельца в далекую, как звезда Маир, страну Америку, где гуляют и пьют без закуски, где дома на колесах, где небо рассекает Boeing, где девушки, все как одна с буферами Мэрилин Монро, ведут круглосуточную barlife.

Приметы «того света»

На выставке «Нормальная цивилизация» в галерее XL Константин Звездочетов, озорник от концептуализма, реконструирует эту воображаемую Америку, а заодно и образ мыслей нищего, идеологически не выдержанного совка, из-под газеты «Правда» косящего на Запад.

Звездочетов определяет формат выставки американским же словом environment, которое не стоит переводить как «окружающая среда». Эта реконструкция значимых когда-то объектов и изображений, символизирующих заграничную жизнь, ближе к тотальной инсталляции Кабакова. Но Илья Кабаков, где бы он сейчас ни процветал, носит в себе внутренний Советский Союз и лиловый штамп домоуправления на лбу. А Звездочетов -- художник национальный. Для национального интеллигентского сознания заграница и тот свет, начиная с Достоевского, синонимы. Звездочетов превращает заокеанский комикс в кондовый лубок, который в итоге мутирует в подобие иконы.

Да, они похожи на карикатуры журнала «Крокодил», но с обратным знаком. Здесь потустороннее, заграничное является в посюстороннем, стилизованном (в сущности, канонизированном) изображении. Смысл сходит во всякий предмет, и небо спускается на землю. На веселых лубках с голотелыми красавицами, волосатыми личностями и райскими плодами литургические надписи: Rosita, Taiti, BASF, Phantomas. Их цитирование приближает советского человека к «нормальному» образу жизни. А вот на грубо сколоченной полке разместились реликвии, священные ларцы и сосуды. Но почему они пусты?

Лейбл побеждает лозунг

Нарочитый примитив поп-арта, его интеллектуальная пустота, обращение к самым простым чувствам были воздухом свободы, дующим в щели железного занавеса, но воздухом отравленным. За образами западной цивилизации условных 1970-х, которые восстанавливает Звездочетов, ничего нет. Это прекрасно понимали сами западные художники и ориентировались только на коммерческий успех. Но советский житель, пленник самого передового общества, наделял излишним идеологическим содержанием редкие артефакты «оттуда», лейблы и этикетки, и эта идеология была привлекательнее господствующей. Поп-арт победил социализм. Труд, энтузиазм, священная история КПСС поддались незатейливым картинкам, символизирующим простую, яркую и манящую жизнь в полный рост. Лишенные содержания и реальных образцов герои комиксов, мертвые души Америки подчинили себе советского обывателя.

«Нормальная цивилизация» Звездочетова достает из глубин истории эту кощунственную религию западного образа жизни.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама