Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Рубль» крепчает, лаунж расслабляет

Востребованные австралийцы сыграют джаз без ярлыков. Лондонский мистик описывает собственные сновидения в музыке. Звезды мирового лаунжа представят очередной альбом. Парочка норвежцев вселит в слушателей первородный страх, а новая группа Шнура займется алкогольной аэробикой.

The Necks (Австралия)

Фортепиано, контрабас, ударные -- типичный джазовый набор инструментов, который в руках Криса Абрахамса, Тони Бака и Ллойда Свонтона дает, пожалуй, самый нетипичный джаз последних двух десятилетий, с момента основания группы в 1987 году. Собственно, джазом это можно назвать с большой долей условности: краут-рок, трансджаз, нью-эйдж, минимализм -- каких только ярлыков не вешали на австралийское трио. Однако их свежая, легкая, но одновременно сложная, порой требующая усилий для адекватного восприятия музыка каждый раз словно ускользала от очередного клише. Характерную джазовую импровизацию The Necks тоже подняли на новый уровень, до бесконечности усложняя и обогащая мелодический и ритмический рисунок. Состав группы остался неизменным с момента ее основания, что можно считать еще одним достижением, учитывая сверхактивную деятельность всех трех членов, причем в достаточно разных областях: Абрахамс -- один из наиболее востребованных в мире сессионных пианистов, пишет музыку для кино и телевидения, издал пару сольных альбомов; басист Свонтон также задействован в качестве сессионного музыканта, любит выступить на джазовых фестивалях; ударник Бак проводит большую часть времени в авангардных кругах, его наиболее известные «сторонние» проекты -- трио PERIL и клезмер-панк-группа Kletka Red.

«Дом», пятница, 15 мая, 20.00

The Real Tuesday Weld (Великобритания)

Почти ни одна статья о The Real Tuesday Weld не обходится без упоминания такого понятия, как антикварный бит -- лидер группы Стивен Коатс удачнее всех музыкальных критиков обозначил звучание своего коллектива. Тьюздей Вельд, американская актриса, игравшая с лучшими мужчинами Голливуда -- Пресли, Де Ниро, Ривзом, Николсоном, Пеком, Дугласом, -- явилась Коатсу во сне. За день до этого во сне он видел британского джазового певца 1930-х годов Эла Боули. Вдохновившись ночными видениями, выпускник Королевского колледжа искусств и поклонник всего экстраординарного (когда-то Коатс собирался стать буддийским монахом, еще какое-то время провел в затворничестве в испанских горах, интересовался шаманскими практиками и далее по списку) решил основать группу. Музыка The Real Tuesday Weld выросла из сновидений, кабаре, мистики, сочетания эстетики старой доброй Англии, вульгарных 1930-х и беззаботных 1960-х. Приправлено это порой веселым, а порой шершавым вкрадчивым трип-хоп-битом. Записи группы с успехом расходятся по саундтрекам и рекламе. Кроме того, в активе лондонских эксцентриков сочинение музыки к выставкам в Tate Modern и Музее Виктории и Альберта, сотрудничество с российским аниматором Алексеем Будовским, коллаборации с коллегами по цеху, включая братских по духу The Tiger Lillies, бразильянку Cibelle, английскую ню-фолк-диву Мару Карлайл и прочие арт-проекты.

Кафе «Цурцум» (Винзавод), пятница, 15 мая, 23.00

De Phazz (Германия)

Одну из ключевых групп мировой лаунж-сцены De Phazz можно в каком-то смысле назвать персональным проектом немецко-австрийского композитора и сценариста Пита Баумгартнера. Помимо него, напомним, в состав группы входят трое постоянных участников -- Пэт Эплтон (вокал), Карл Фрирсон (вокал) и Отто Энгельхарт (тромбон). Всех остальных Баумгартнер меняет от альбома к альбому, которых на сегодняшний день вышло уже восемь. Последний -- в 2009 году. А это значит, что москвичи будут одними из первых, кто услышит новые песни «эластичного» коллектива. De Phazz уже не раз гостили в России -- как вместе, так и в качестве сольных артистов -- но, словно прохладный «Мохито» или просто стаканчик мороженого, их невесомая расслабляющая музыка становится особенно актуальной с приходом настоящего весеннего тепла. Конечно, куда уместнее слушать их приджазованный лаунж с вкраплениями трип-хопа, латино, соула, лежа на траве и греясь в лучах солнца, но выходные обещают быть прохладными и дождливыми. Тем не менее немцы уже давно доказали, что по-весеннему непринужденную атмосферу они успешно создают и в московских клубах.

Famous, пятница, 15 мая, 0.00

Deaf Center, Svarte Greiner (оба -- Норвегия)

Изначально пару норвежцам Deaf Center должен был составить дружественный коллектив из Швеции Library Tapes. Его «заменил» поклонник Кракова, Дэвида Линча, фильмов ужасов и мистики Svarte Greiner. В кавычках потому, что этот, судя по всему, мрачный персонаж является одним из двух участников Deaf Center. Что вместе, что по отдельности они творят леденящую кровь и наполняющую все нутро ужасом не столько даже музыку, сколько атмосферу. Это ни в коем случае не похоже на сатанинский рев Cannibal Corpse или Slayer -- ровно наоборот. Так же и в любимых норвежцами мистических триллерах самое жуткое -- это когда якобы ничего не происходит: сквозь неспешные минималистичные переливы фортепиано, контрабаса, гнетущие скрипичные мелодии проступают необъяснимые шепот, шорох и шуршание. Даже при звуке крутящегося телефонного диска в одном из треков по коже бегут мурашки.

«Дом», суббота, 16 мая, 20.00

«Рубль»

В недавнем клипе группы «Рубль» на песню «Доширак» несколько немолодых и не самых подтянутых людей с оголенным торсом попеременно занимаются групповой аэробикой, пьют водку, занюхивая собственными подмышками. Коллектив определяет этот процесс как фитнес-рок. Все, разумеется, кончается мордобоем и поножовщиной. «Люди любят «Доширак», -- поет Шнур, убивая тем самым двух зайцев: про хлеб спели, зрелище показали. Распустив затратный «Ленинград» (именно эта причина то ли в шутку, то ли всерьез озвучивалась лидером почившей группировки), интеллигентный дебошир из Питера играет теперь такой же деревянный, как одноименная валюта, рок. Подобное сравнение ничуть не умаляет достоинств музыкантов, которые сами неустанно подчеркивают простоту, доступность, прямолинейность текстов и музыки в качестве своих главных козырей. С момента основания «Рубля» осенью прошлого года квартет дал немало концертов, и все по нарастающей: Gogol`, теперь CDK МАИ, не за горами концерт в «Б1». Однако кризис, хочется верить, не вечен, и «антикризисный» шуточный проект вполне может потерять актуальность. Далеко не все готовы довольствоваться «Дошираком», даже среди преданных поклонников Шнура.

CDK МАИ, суббота, 16 мая, 21.00

Полная версия