Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Вслед за идиотией в США пришел упадок

После выпуска концептуального антибушевского манифеста «American Idiot» трио Green Day затаилось на несколько лет. Успела смениться власть, грянул кризис – и звездные панки объявились с новой историей о старых проблемах.

Бестолковый жанр под названием «калифорнийский панк», еще в 90-е годы ставший одним из столпов канала MTV, сегодня едва ли объединяет группы иначе, кроме как по географическому принципу. Герои трех аккордов как-то незаметно вступили в зону среднего возраста и пошли разными дорогами. Заматеревшие Offspring исправно грузят поклонников тяжелой американой, татуированные молодцы из Blink 182 старательно изображают взросление поодиночке, многие и вовсе не заслуживают доброго слова.

Карьерные горки

Самым логичным выглядит рост именно Green Day. Созданная, страшно подумать, еще в 1987 году группа сразу приобрела популярность среди неформальной молодежи. Однако до выпуска альбомов доросла только через несколько лет. Состав коллектива быстро «устаканился» до трио: певец и гитарист Билли Джо Армстронг, басист Майк Дернт и барабанщик по прозвищу Тре Кул.

На рок-пантеон Green Day прорвались уже с третьим альбомом «Dookie», ставшим в итоге бриллиантовым – во всем мире было продано более 20 миллионов его копий. Это событие оказалось решающим в истории группы. С одной стороны, сотрудничество с крупным лейблом и финансовые успехи явно не вязались с панковскими принципами и отвратили от Green Day наиболее радикально настроенных фанатов. Но с другой стороны, музыканты больше не нуждались в деньгах и могли записывать все что угодно.

Вся дальнейшая карьера Green Day напоминает езду на американских горках. Новые пластинки расходились приличными тиражами, которым могло бы позавидовать большинство коллег. Армстронг неустанно шлифовал сочинительские навыки, самовольно записавшись в наследники классических рокеров 70-х. Положению группы ничто не угрожало, но все же о повторении успеха 1994 года не было и речи.

«Идиотская» панк-опера

На выручку слегка застопорившимся панкам пришел, сам того не ведая, сорок третий президент США. Изданный на экваторе восьмилетнего правления Буша-младшего диск с говорящим названием «Американский идиот» стал бестселлером не только среди вечно протестующей молодежи, но и среди меломанов постарше.

Музыкальная составляющая тоже не подкачала: сатирическая панк-опера с реверансами в сторону The Who стала главным рок-альбомом 2005 года, собрав богатый урожай «Грэмми», премий MTV и региональных наград. Что показательно – одним из самых успешных синглов с пластинки стал не вписывавшийся в радиоформат девятиминутный эпос «Jesus of Suburbia».

Вновь оказавшись на вершине, музыканты не спешили двигаться дальше – вверх или вниз. Вестей об очередном альбоме не появлялось до 2008 года, когда выяснилось, что Green Day вроде бы засели за работу, да еще и сменили продюсера: альтернативщика Роба Кавалло на опытного Батча Вига, приложившего руку к нетленкам Nirvana и Smashing Pumpkins.

Упадок и бардак

После глобального «Идиота» от Армстронга с напарниками можно было бы ожидать пластинки с непритязательными панк-боевиками или какой-нибудь акустической поделки. Но, видимо, творческий отпуск оказался достаточным, а вкус крупной победы – стойким. Минувшей зимой Green Day заявили о том, что собираются выпустить очередную, еще более впечатляющую оперу – «21st Century Breakdown».

5 самых известных рок-опер:1. «Jesus Christ Superstar» Э. Л. Уэббер 2. «The Wall» Pink Floyd 3. «Tommy» The Who 4. «American Idiot» Green Day 5. «Юнона и Авось» Н. Рыбников
«Власти меняются, а проблемы остаются», -- примерно таков посыл нового альбома Green Day, по словам самих рокеров. Хотя идея не сводится лишь к перечислению грехов многоликого американского Зла вроде религиозных спекуляций или темных дел американской военщины. В новой истории есть место и любви с надеждой. Центральной сюжетной линией «Упадка XXI века» становится жизнь молодой пары, Кристиана и Глории, которые, как выразился лидер Green Day, «лишь пытаются сладить с бардаком, который оставил после себя Буш».

На «American Idiot» за идейную нагрузку отвечали тяжеловесные номера, условно разбитые на несколько частей. А «21st Century Breakdown» составлен из более емких песен, объединенных под тремя заголовками: «Герои и кидалы», «Шарлатаны и святые», «Подковы и бомбы».

Концептуальная солянка

Круг музыкальных заимствований на новом альбоме только ширится. Причем речь идет не только о предтечах панка The Who или The Clash. Калифорнийцы замахнулись сразу на двух гигантов – Брюса Спрингстина и Queen. Казалось бы, как это сочетать? Но обширный треклист из 18 песен позволяет любые эксперименты.

Заглавную композицию, не отложенную на середину альбома, а стартующую сразу после минутного распева Армстронга «Song of the Century», критики уже называют самой внушительной из работ Green Day. Особо храбрые даже сравнивают ее с «Богемской рапсодией», хотя первой музыкальной ассоциацией будут, скорее, знаменитые гитарные соло Эджа из U2. Тень монументальных ирландцев мелькнет у Green Day еще как минимум однажды – в антивоенном номере «21 Guns», в начале которого кажется, что Боно вот-вот заведет «It’s a Beautiful Day!»

Обложка альбома «21st Century Breakdown»-- это нарисованная на уличной стене картина популярного городского художника Сикстена. Мастер признался, что даже не встречался с людьми, изображенными на ней, а лишь вдохновился случайно увиденной фотографией.
Диск вместил в себя немало стадионных панк-гимнов, вроде «Know Your Enemy» и «East Jesus Nowhere», но открыл дорогу и новым балладам -- за прямолинейно-романтичный медляк «Last Night on the Earth» со слайд-гитарой продаст душу любой бойз-бенд.

Справедливости ради надо сказать, что разом осилить весь альбом довольно утомительно, если только вы не на концерте Green Day – музыканты, кстати, собираются играть «21st Century Breakdown» на выступлениях целиком. Впрочем, каждая отдельно взятая песня готова к употреблению и без концептуальных изысков.

Метаморфозы панка

Скажем прямо – Green Day уже никакие не панки. За тремя участниками коллектива давно стоит мощная концертная команда, Армстронг всегда тянул группу от заурядного хардкора в сторону традиционного рока, а пресловутых ирокезов у них никогда и не было. Но именно талантливое сочетание музыки, хулиганского обаяния и утопического стремления сделать жизнь лучше принесло Green Day заслуженную славу бунтарей не без причины.

Полная версия