На экраны выходят «Ангелы и демоны», неожиданно бодрый сиквел «Кода да Винчи», в котором Том Хэнкс мало говорит, зато, как в своем главном фильме «Форест Гамп», много бегает.
В «Ангелах и демонах» сразу, вместо «здравствуйте», запускают адронный коллайдер. То есть завязка фильма, поскольку по жанру это более или менее «религиозный блокбастер», в других обстоятельствах вполне могла бы стать финалом. Однако конца света, вопреки опасениям боязливых граждан, следивших за судьбой реального коллайдера в прошлом году, не происходит, и теперь его приближению может поспособствовать только человеческий фактор. Контейнер с полученным антивеществом выкрадывают, использовав вместо отмычки чужой вырванный глаз, и переправляют в Ватикан с целью взорвать не только главную цитадель папства, но и, мысля перспективно, весь католический мир.
Беги, Лэнгдон, беги
В Ватикане и без того неспокойно. Накануне загадочно умер папа римский, а четырех главных претендентов на престол похитили представители древнейшего ордена иллюминантов. Пленных епископов обещают казнить не только изуверски, но и публично, распугав туристов, съехавшихся в Рим для знакомства с новым понтификом. Поскольку контейнер с антивеществом, как искусственное сердце героя второго «Адреналина», функционирует на норовящих сесть аккумуляторах, с расследованием надо поторапливаться. Папский посланник летит в Гарвард за профессором Лэнгдоном (Том Хэнкс). Ученый с ощутимым удовольствием плавает в бассейне, то есть явно не горит желанием работать. Однако сомнений в том, что острый ум по-прежнему при нем, и все, следовательно, кончится хорошо, нет никаких. Едва вынырнув, профессор встречает гостя в издевательски-дедуктивной манере Холмса, интересничающего перед простаком Ватсоном: «Вы из Ватикана. У вас характерная застежка на портфеле».
Остается только догадываться, через что пришлось переступить в себе ватиканским чиновникам из «Ангелов и демонов», чтобы стукнуться за помощью к неортодоксальному историку из экранизации Дэна Брауна «Код да Винчи» 2006 года. Компромисс представляется тем более героическим, что из сценарных соображений истории были перетасованы -- хронологически роман «Ангелы и демоны» идет первым. Напомним, что в предыдущей серии профессор Лэнгдон и высокопоставленные католики расстались прохладно. Причем, измотав друг другу нервы не столько напряженным противоборством, сколько удушливой махровой скукой, каковую удалось сконцентрировать в кадре постановщику Рону Ховарду.
Повышенная словоохотливость героев «Кода да Винчи» норовила заменить собой не только динамику сюжета, но и даже желательные в блокбастерах спецэффекты, которые в том случае получились чересчур уж специальными. Например, главным трюком была презентация героини Одри Тоту в качестве прямой родственницы Христа, близкая финалу «Ревизора» по смыслу, но никак не по драматическому накалу.
«Мерседес» -- наше все
В «Ангелах и демонах» имеются все признаки доскональной работы над ошибками. Фильм, где для затравки запускают коллайдер, а ближе к финалу Иен МакГрегор взлетает на вертолете над площадью Святого Петра, как нашпигованный взрывчаткой олимпийский мишка, не назовет унылым и самый безрадостный зритель. Если искать «Ангелам и демонам» аналоги среди других конспирологических детективов по уровню бойкости, то Рон Ховард явно ориентировался на рязановские «Невероятные приключения итальянцев в России», которые теоретически вполне могли попасться постановщику на глаза. Поглядывая на часы с Микки Маусом на циферблате, герой Тома Хэнкса в бешеном темпе носится по храмам, подземельям и фонтанам, относясь к достопримечательностям со всей деликатностью, которой можно ожидать от слона, инспектирующего посудную лавку. Его кроткая на вид новая подружка (израильская актриса Эйелет Зурер, ранее снявшаяся в «Мюнхене») ни в коем случае не служит сдерживающим фактором. Заглянув в архив, набитый раритетами и святынями (отчасти представленными «мерседесами»), полистать единственный экземпляр рукописи Галилея, профессор просит ассистентку подиктовать ему оттуда, на что женщина просто вырывает страницу.
Впереди -- Москва
Своего цепного милиционера Андрея Миронова на эту парочку не находится. И святые отцы, поначалу робко прощупывая степень отмороженности ученого вопросами, верит ли он в Бога, постепенно расслабляются и покладисто наблюдают, как интурист выкапывает трупы и крушит обстановку. И вообще, благодаря ставящему сюжет с ног на голову финалу ватиканские священнослужители оказываются неожиданно приятными людьми (что не слишком характерно для Дэна Брауна), куда менее предсказуемыми, чем можно было предположить.
Это же полезное дипломатическое качество они проявили и в жизни, запретив Ховарду снимать в Ватикане, но отозвавшись о картине чуть ли не благосклонно. А большей свиньи подложить создателям «Ангелов и демонов» было нельзя: как известно, «Код да Винчи» собрал хорошую кассу благодаря не художественным достоинствам, а волне протестов со стороны Ватикана. В условиях подобной католической толерантности трудно даже предположить, основы чего Дэн Браун и Рон Ховард будут потрясать в третьей истории (книга выйдет в сентябре).
Соблазнительна, впрочем, мысль, что на сей раз профессор доберется до России и нароет под храмом Христа Спасителя тайный бассейн «Москва», построенный физкультурниками-сектантами. В должной степени жесткая реакция РПЦ создателям ленты, думается, гарантирована.