Москва
18 декабря ‘24
Среда

Современное искусство не справилось с прививкой реальности

В праздничные дни в петербургском сквоте художников на проспекте Непокоренных прошло событие под названием «Весенний фотонюрейв». Фотографы-любители пытались встроиться в пространство и контекст современного искусства. Но процесс этого встраивания оказался куда интереснее результата.

Идея «Фотонюрейва» проста и незамысловата. Все желающие приносят свои работы и развешивают их на стенах, по соседству с мастерскими относительно важных современных художников. По ходу дела знакомясь с этими художниками и между собой. Другие добровольцы позируют фотографам-любителям. Формально цели тут нет никакой. Это не фестиваль, не состязание, не конкурс. Единственная задача -- характерная, впрочем, для куратора «Фотонюрейва» Кирилла Шаманова -- сделать современному искусству «прививку реальности». Чего бы это ни стоило.

В прошлом году тот же Шаманов привез на бьеннале молодого искусства в Москву проект «Пацаны». Продемонстрировав тем самым, как эстетика «гоп-арта», то бишь кепок kangol, рэпера Сереги в мобильнике и четких понятий, встраивается в современное искусство. Впрочем, и без Шаманова понятно, что современному искусству сгодится решительно все что угодно. Но эта остроумная и отчасти оригинальная попытка подкупала.

Ребята «с нашего района»

«Фотонюрейв» как раз идею «Пацанов» развивает, отчасти доводя до полного абсурда. Оригинальность гопника -- это посредственность, известное дело. Вот и работы на «Фотонюрейве» более чем посредственные. Либо троечная работа первокурсника с журфака, либо никакая зарисовка с «фликра», либо вовсе что-то из дембельского альбома мальчика, читавшего Дерриду. Оценивать все это по законам современного искусства нельзя, да и сами работы не претендуют хоть на какую-то оценку. И вообще ни на что не претендуют.

Но вот то, что программу «Фотонюрейва» дополняло, говорит о самой идее мероприятия куда больше, чем все работы вместе взятые. В сквот пригласили татуированных барышень из команды Neverporn, которые устраивают нечто вроде модных показов, наряжаясь в кружева, корсеты и шелка. Предложили также всем желающим попозировать голышом. Все это рождало ощущение, что тех самых пацанов и девчонок «с района» в очередной раз запустили в центр современного искусства, а тамошним эстетам только это и надо. Есть что изучить под микроскопом, обернуть в образ. Или хотя бы попытаться.

Но в случае с «Фотонюрейвом» все это в искусство никак не обращалось. Трудно сделать архетипом то, с чем сталкиваешься каждый день, то, что является естественной частью окружающей среды. Фотографии любителей и татуированные gogo-барышни -- по сути то же, что и гопники. Это нечто из совсем другого мира, чем современное искусство. У этих двух миров не только стилистические и эстетические разногласия. Современное искусство, даже при всей его тяге к злободневности и актуальности, крайне отвлеченное, образное. А отвлеченные образы из всей этой местами милой ерунды, валяющейся буквально под ногами, никак не получаются.

Конечно, современному искусству полезно время от времени делать прививку реальности -- дело хорошее. Но только есть такие вакцины, которые в организме какого-либо живого существа не уживаются. Нельзя, например, картофельное пюре в вену ввести. За попытку спасибо, но больше, пожалуйста, не надо. Не понравилось.

Полная версия