Открывающийся 13 мая Каннский кинофестиваль обещает небывало насыщенную конкурсную программу. Россия будет представлена вне конкурса Павлом Лунгиным, Николаем Хомерики и Игорем Стравинским.
Кризис кризисом, а грядущий каннский киносмотр, 62-й по счету, обещает стать подлинным пиром духа для киноманов. Конкурсная программа, как известно, включает всего 20 фильмов, и в этом году в ней как никогда тесно от звездных имен. Среди режиссеров есть те, про кого уместно с некоторым радостным недоумением сказать: «Иногда они возвращаются».
В их числе австралийка Джейн Кемпион. В 1993 году она (первая из женщин-режиссеров) получила «Золотую пальмовую ветвь» за брутальную мелодраму «Пианино». Однако с тех пор снимала редко, и эти фильмы (до российского проката дошли «Священный дым» и «Темная сторона страсти») сильно не дотягивали до обозначенной в «Пианино» планки. В Канны Кемпион привезет «Яркую звезду» -- разыгранную малоизвестными молодыми актерами историю любви поэта Китса и его подруги.
К числу долгожданных проектов относится и «Антихрист» Ларса фон Триера. Во-первых, некоторое время назад датчанин, которого стабильно обходили по части призов, зарекся выезжать на крупные фестивали. Во-вторых, в «Антихристе» он, кажется, распростился с движением «догма» (им же и придуманным) и вернулся к изощренному художественному эстетству времен «Европы».
Забастовка «Ублюдкам» не помеха
Кроме того, в списке особо ожидаемых – «В поисках Эрика» Кена Лоуча (режиссер будет бороться за главный приз в Каннах в девятый раз), хиппистский «Штурмуя Вудсток» Энга Ли, «Прерванные объятия» Педро Альмодовара и «Белая лента» Михаэля Ханеке. Довольно весомо, что за последние годы, впрочем, стало нормой, в нынешних Каннах будет представлен азиатский кинематограф. Помимо Ли (которого можно отнести к данной категории весьма условно) видный кореец Чхан Ук Пак представит в конкурсе свой триллер «Жажда», а Джонни То – триллер «Месть».
Американская картина в конкурсе только одна (обычно их гораздо больше, однако подвела, видимо, забастовка сценаристов), зато это «Бесславные ублюдки». Ничего сильнее «Криминального чтива» Тарантино, по гамбургскому счету, так и не снял, однако всякий раз общественность ждет повторения чуда. И его военная лента про приключения американских диверсантов в оккупированной Франции – не исключение. Одним из главных элементов PR-кампании картины стал собственно кастинг, по ходу которого при гарантированной главной роли Брэда Питта тасовались как любимцы режиссера типа Сэмюэла Л. Джексона, так и довольно неожиданные персонажи вроде комика Майка Майерса.
Если «Бесславные ублюдки», пожалуй, главный хит конкурсной программы, то вне конкурса особенно интригует «Воображариум доктора Парнассуса» Терри Гиллиама. Во время его съемок скончался Хит Леджер, и недоснятые эпизоды с участием главного героя концептуально распределили между собой Джонни Депп, Джад Лоу и Колин Фаррелл.
Те же и Стравинский
Российских фильмов в конкурсной программе нет. Но имея в виду, что в нее не попал и новый Джармуш, можно с самым, правда, умеренным оптимизмом заключить, что мы в неплохой компании. В программе «Особый взгляд» будут представлены как здешний любимец Павел Лунгин с долгожданным «Царем», богатым костюмами, декорациями и Петром Мамоновым, так и молодой режиссер Николай Хомерики со «Сказкой про темноту», тоже в Каннах бывавший. Кроме того, как никогда бешеную активность развернет российский павильон. В рамках специальной программы будет показано, например, «Generation П» Виктора Гинзбурга.
Жюри фестиваля возглавит Изабель Юппер. Фильмом-открытием станет пиксаровский 3D-мультик «Вверх», а в день закрытия покажут картину Яна Кунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский».