В «Школе драматического искусства» начались «дни творенья»
Бывший театр Анатолия Васильева до 20 мая превращен в международный мастер-класс, на котором отечественные и европейские специалисты будут читать лекции, проводить актерские тренинги и резюмировать новейшие достижения театра показом местных и привозных спектаклей.
В преддверии летней сессии творческий мастер-класс в «Школе драматического искусства» призван расширять кругозор не только студентов театральных вузов, но и их педагогов. Проводится он во второй раз и по существу уже перерос инициативу отдельного (пусть и довольно продвинутого) театра Москвы, превратившись в подобие того, что происходит, как правило, на больших летних фестивалях Европы. Метафора по поводу «дней творенья» тут не случайна: на фоне летнего Чеховского театрального фестиваля майские лекции-откровения ведущих театральных педагогов мира смотрятся закладным камнем фундаментальной театральной постройки.
Театр между словом и телом
Считается, что в глобальном контексте система Станиславского все же осталась достоянием отечества, тогда как метод Михаила Чехова распространился далеко за его границы. Но это убеждение легко может быть поколеблено неожиданной актуализацией Станиславского, без чьего имени вряд ли обойдется лекция «Игра как философия и техника русской режиссуры в 1910-20-е гг.» (16 мая, 17.30-19.00). Иллюстрацией послужит спектакль экспериментальной мастерской А. Праудина (СПб) «К. С. Станиславский «Работа над ролью» (17 мая, 19.00), который поставлен на основе известной теоретической работы классика.
Ну а всемирному практикуму Михаила Чехова посвятит лекцию «Метод Михаила Чехова в англо-американской Студии и театре» Лиза Бюклинг (14 мая, 11.45) из Финляндии. Она пропагандирует героя своего исследования на всех виднейших театральных форумах мира.
Другой, не менее уникальной производной русского театра – биомеханике Мейерхольда и ее новейшим разновидностям посвятит психологический и актерский тренинг Мария Даксбури-Александровская из Швейцарии (18 мая, 12.00). В тот же день с изобретенной им «Теорией актера через Слово» на мастер-классе выступит и франко-швейцарский режиссер, драматург и ученый Валер Новарина (15.00). В рамках французской комической традиции, идущей от Франсуа Рабле, Новарина особо интересуется формами площадных, ярмарочных и цирковых представлений.
Поиски новой органики
Есть некая ирония судьбы в том, что «Школа драматического искусства», выпестованная Анатолием Васильевым, не просто педагогом, а театральным гуру, и не просто режиссером, а человеком, изобретающим театр, равноценный образу жизни, сегодня воспринимается полем для экспериментов его многочисленных учеников, сподвижников, коллег и партнеров. В рамках мастер-класса покажет спектакли один из лучших васильевских актеров, ныне режиссер Игорь Яцко. Его «Смерть дикого воина» (13 мая, 20.00) и лабораторный студенческий спектакль «Письма К. С. Станиславскому в связи с прочтением его книги «Работа актера над собой» (18 мая, 15.00) продолжают рефлексии, свойственные Васильеву.
Выступит с лекцией «Проблема прямого высказывания» и давний васильевский партнер, композитор Владимир Мартынов, в свое время написавший музыку для культовых постановок Васильева «Плач пророка Иеремии» и «Дон Жуан». Не исключено, что предметом его выступления будет и разговор о лондонском «провале» мартыновской оперы «Новая жизнь». На эту ситуацию, широко обсуждаемую сейчас в музыкальной среде, композитор реагирует как философ и как историк одновременно.
Ну а от «побочных», если так можно выразиться, воспитанников «Школы» Васильева на мастер-классе выступит Дмитрий Крымов. Его спектакль «Корова» по Андрею Платонову встроен в программу «седьмого дня творенья» (15 мая, 20.00), целиком и полностью отвечающего за «поиски органики в театре и ритуале». Кстати, начнется день со слушания аудиозаписей последних лекций Ежи Гротовского в переводе и комментариях Марии Даксбури-Александровской (11.45), а завершится – клубом-встречей с Дмитрием Крымовым в так называемом зрительском буфете (22.00).