Английские хард-ретро-комиссарши едут к нашим хипстерам
Квартет Ladytron не требует от мирового музыкального сообщества многого: просто признайте, что это мы придумали моду на романтические восьмидесятые и изобрели электроклэш. И можете оставить нас в покое.
Дыша духами и болгарами
Команда из Ливерпульского района Ист-Лэнд, состоящая из болгарки (Мира Аройо даже периодически поет на великом и могучем языке Бедроса Киркорова), еврея, шотландки и китайца, явила музыкальному миру принципиально новую рок-эстетику – жутковатую амальгаму ностальгии и футуризма, живого и синтетического звучания, лирики и пафоса, оккультизма и учения Мао.
Дикие сердцем
Все началось в далеком 1998-м, когда свободные художники Дэнни Хант и Рубен Ву, утомленные засильем диско-хауса, нео-рейва и пост-рока, взгрустнули по прекрасным романтичным восьмидесятым и решили создать проект (изначально он задумывался как театральный), способный противостоять застойным явлениям и компанейщине на рок- и поп-сцене. Подвернувшаяся тандему безработная певица и актриса Мира полностью совпадала с ними взглядами: она ненавидела современное МТВ, одевалась в секонд-хэндах и врала знакомым и незнакомым людям, что является потомком Маты Хари и некоего русского князя. Затем в странной компании появилась черноволосая шотландка Желен Марни -- девушка с фигурой модели и характером Жанны Д`Арк. Недоучившись в полицейской академии, она подрабатывала тапером в местных пабах, причем в ее репертуаре был в основном классический французский шансон.
Свое творение ледитронщики раздавали друзьям и родственникам, а также музыкальным журналистам, причем пластинки вручались завернутыми в плотную коричневую бумагу, как порножурналы. Отклики были сугубо положительными: в музыке Ladytron слышались элементы нью-вейва и электро, весьма популярных в начале 80-х и не до конца забытых ныне стилей. Следом были выпущены синглы «Playgirl» и «Open Your Heart», где звучание было ужесточено, снабжено допотопными аналоговыми синтезаторами и нарочито упрощено. Ушлые журналисты назвали его электроклэш (от английского «clash» -- «лязг»).
Вышедший в 2000 году миниальбом и вовсе назывался «Commodore Rock». Имелись в виду не гигантские ящерицы, а старинные клавишные «Commodore-64» -- инструмент, на котором почитаемый в узких кругах композитор Роб Хаббард писал музыку для первых компьютерных игр. В 2001 году выходит полновесный альбом «604», вызвавший бурю восторгов и шквал негодования у некоторых высоколобых критиков, услышавших там «сумбур вместо музыки». А уже в следующем году последовал второй релиз «Light & Magic», сегодня справедливо считающийся классикой электроклэша. Круг замкнулся. Стиль сложился. Новые звезды отправились по городам и весям покорять «диких сердцем». До появления хипстеров оставалось еще три года.
Скутер, мон амур!
Вопреки распространенному мению, Ladytron не используют сэмплы во время студийной записи или выступлений, воспроизводя каждую ноту вживую, как правило, при помощи целого парка синтезаторов. Но не брезгуют и обычными электрогитарами.
Чтобы поддержать свою третью пластинку «Witching Hour», квартет оправился в тур по континентальной Европе и оказался в Питере (в знаменитое «Стереолето-2006»). До этого у нас их еще никто толком не знал. Информационный пробел был ликвидирован оперативно, в основном при помощи электронного сарафанного радио. Уже через месяц самые модные молодые люди обеих столиц назвали Ladytron своей любимой группой. Это выступление удивительным образом совпало с появлением в России айподов, зауженных джинсов и игры в носок. Добро пожаловать, хипстеры!
Новый альбом четверки называется «Velocifero», в переводе нечто вроде «несущий скорость» -- название марки несуществующего скутера. Этот способ передвижения особенно уважают мальчики и девочки в фальшивых очках. Сингл «Black Cat» был официально выложен в интернете для скачивания -- свою публику надо подкармливать. Стремительные мелодии, энергетически укрепляющий скрежет звука и далекие от какой-либо реальности тексты -- это действительно самая сильная пластинка Ladytron. Хотя любая критика в данном случае будет выглядеть старческим брюзжанием.
8 мая, Москва, клуб «Arma 09»
10 мая, Санкт-Петербург, «Манеж кадетского корпуса»