Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Состоялась презентация русского павильона на Венецианской биеннале

В московском ЦУМе прошла пресс-конференция, на которой были представлены проекты для павильона России на Венецианской биеннале современного искусства. В качестве темы куратор павильона Ольга Свиблова предложила квазиавангардистский девиз «Победа над будущим». Завоевывать будущее подписались семь художников, хорошо известных на московской арт-сцене, но еще не получивших реноме на Западе.

Кучность русского выступления на биеннале наводит на мысль о том, что организаторы выставки не рискуют делать ставку на какого-либо одного, но именитого художника. А ведь так это обычно и принято в национальных павильонах в Венеции. Как сказала г-жа Свиблова, все наши брендовые художники уже прошли через российский павильон, а среди молодых (то есть нынешних сорокалетних) таковых пока нет – не успели раскрутить. На первых порах была идея сделать персональную выставку знаменитого Эрика Булатова. Однако ввиду того, что в павильоне, построенном А. Щусевым почти сто лет тому назад, нет кондиционных условий для экспонирования живописи (плюс к этому еще нужно на шесть месяцев биеннале нанимать секьюрити) и вообще остается всегдашний страх перед протечками кровли, то от замысла отказались. И, как и на прошлой биеннале, Ольга Свиблова решила положиться на коллективное творчество. Что имеет определенные резоны: если зрителя не зацепит одна инсталляция, то другая или третья задержит его внимание. И потом современные опусы из поролона, старых клеенок, жести и заменяющей холст виниловой сетки потерять в случае чего не жаль.

Футуризм без рефлексии

Принцип коллективной выставки в известной мере соответствует девизу всей нынешней биеннале -- «Создавая миры», который предложил главный куратор Даниэль Бирнбаум. Поскольку речь идет именно о мирах, подразумевается целый веер творческих решений или хотя бы усилий. И в этом смысле российская «Победа над будущим», в которой нельзя не заметить отсылку к знаменитой опере-перфомансу Крученых и Матюшина «Победа над Солнцем», вполне соответствует неофутуристическому или неоутопическому пафосу Бирнбаума. К слову сказать, изначально российский девиз был более лаконичным и даже рефлектирующим – «Победа?». И, пожалуй, напрасно организаторы отказались от этой уместной для нашего времени скептической интонации. Впрочем, государственному выступлению на международной выставке (а такой и является Mostra di Venezia) рефлексия, видимо, ни к чему. Кстати, впервые проект для Венеции оценивался Экспертным советом Министерства культуры. И, как сказал присутствовавший на пресс-конференции замминистра культуры Павел Хорошилов, в дальнейшем такие проекты будут проходить экспертизу в подведомственном Минкульту Государственном центре современного искусства.

Венецианская ВДНХ

Нынешний проект не должен был вызвать никаких нареканий со стороны государственных экспертов: зрелищный и забавный своими аттракционами, он бесконфликтен и безобиден. В совокупности он напоминает нечто, похожее на прежнюю ВДНХ. В нем имеется два фонтана. Один – шестиметровый, сделанный из старых цветных клеенок на металлическом каркасе – не работающий. Сейчас его монтирует на заводе ЗИЛ затейливый художник-дизайнер Ирина Корина. Другой фонтан закрытый. В двух стеклянных скульптурах -- копиях луврской Ники Самофракийской -- будут циркулировать потоки крови и нефти (разумеется, подкрашенные жидкости). Над материализацией неоднозначного символа победы на одном из французских заводов сейчас работает Андрей Молодкин.

Роспись флуоресцентными красками протяженной виниловой сетки Алексея Калимы посвящена амбивалентности победы. Стоит зрителю подойти ближе к изображению беснующихся на трибунах футбольных фанатов, как срабатывают датчики, и картина, видимая лишь в ультрафиолетовом свете, исчезает. Надо понимать так, что победа в принципе недостижима. Как и контакт между зрителем и произведением искусства.

Нечто подобное показывалось в нашем павильоне на позапрошлогодней биеннале, когда группа Escape демонстрировала прерывающееся с помощью датчиков видео. К победе Георгий Острецов поведет зрителя через анфиладу захламленных комнат, в конце которой восседает механический манекен – alter ego самого художника. Анатолий Журавлев готовит комнату курьезов с миниатюрными фотографиями великих людей XX века, зачем-то помещенных в кляксы. Надо полагать, что те изрядно наследили в истории. А вот Сергей Шеховцов подошел к проекту проще и зрелищнее -- как художник-декоратор. Фасад щусевского павильона он намерен украсить лепниной из поролона – своего фирменного материала. Чем ввергнет в дополнительные расходы организаторов проекта: на очистку и реставрацию фасада после снятия «Картуша» Шеховцова уже выделены немалые деньги.

Перестроить Щусева

Отдельного разговора заслуживает судьба щусевского сооружения. Понятно, что кураторы современных выставок недовольны его малой площадью в 200 с небольшим квадратных метров – негде развернуться. Недовольны и блюстители исторического облика сооружения, нижний этаж которого почти не просыхает от сырости, а верхние залы периодически протекают в дождливую погоду. Отсутствие удобств волнует и тех и других. Министерство беспокоит несоответствие евростандартам, а именно: отсутствие лифта и подъезда для лиц с ограниченными физическими возможностями. Замминистра культуры Павел Хорошилов сообщил, что к следующей биеннале павильон заметно «улучшиться в лучшую сторону». Чем озадачил всех присутствовавших.

Полная версия