Москва
3 января ‘25
Пятница

Петербуржцы смотрят «Фехтовальщиков»

В понедельник в петербургской галерее Navicula artis открылась выставка «Фехтовальщики». Кураторы попытались разыскать в работах современных художников рыцарей плаща и шпаги.

Navicula от прочих галерей, расположившихся в знаменитом арт-центре «Пушкинская, 10», уже давно отличается совершенно не свойственной этому арт-центру политикой. В ней с готовностью выставляют не только бородатых «братушек» из старой гвардии отцов «Пушкинской», но и посторонних художников различной степени актуальности. Иногда галерея оказывается в центре внимания, как год назад, когда Григорий Ющенко показал тут свою «Рекламу наркотиков», нарисованную на афишах. А «Пятый канал», если кто забыл, приволок зачем-то шансонье Елену Ваенгу, и она учинила скандал. Одним словом, «Навикула» не дряхлеет, в отличие от своих соседей, и старается по возможности держать нос по ветру. И в плане того, что выставлять, и в том, как это делать.

Вот и теперь галерея, кажется, перенимает практику Русского музея: сделала выставку-ретроспективу. Естественно, в своих масштабах. В Русском все размашисто: «Дорога в русском искусстве», а тут выбрана вполне камерная тема -- фехтование. Но есть у нее помимо камерности еще одна особенность. Уж больно она странная. Возникает законный вопрос: почему именно фехтование в современном искусстве, а не футбол, например. Ответ прост, и, может быть, он кого-то даже разочарует. Выставку посвящают дню рождения вполне конкретного Санкт-Петербургского фехтовального клуба. Но концепции, в общем-то, из таких вот примитивных вещей и рождаются. Могла она появиться и здесь -- были все шансы. К тому же и дата для выставки была выбрана остроумно. Если вспомнить Дюма, именно в первый понедельник апреля началось действие «Трех мушкетеров».

«Фехтовальщики» изначально имели все шансы стать маленькой главой из энциклопедии современного отечественного искусства. И язвить над выставкой, сравнивая ее, скажем, с концертом ко дню милиции, не стоит. Тут налицо серьезная кураторская работа, и цель -- вовсе не рассказать о том, как опасна и трудна служба человека с рапирой, а создать цельную, гармоничную и законченную главку из этой самой энциклопедии. Тут есть и неоклассицист Тимур Петрович Новиков, и его сподвижник Олег Котельников, и близкий к их кругу нынешний священник Иоанн Сотников, и «митек» Владимир Шинкарев, и еще многие-многие другие. Если бы не выставка, даже поклонник современного искусства не вспомнил бы ни шинкаревского «Неравного боя», где шевалье в белых париках и белых рубашках на белой земле дерутся на белых рапирах, ни новиковскую «Железную маску». Что лишний раз подтверждает, что сам образ фехтовальщиков живет в современном искусстве, хотя и не является особенно ярким и важным.

Казалось бы, тут чистое раздолье для куратора. Сидеть, копаться в коллекциях, вызволять забытые работы известных художников, подходящие по формату, и грамотно выстраивать из них цельную экспозицию. Вот с последним в «Навикуле» как раз возникли проблемы. Работы нашли. Фехтовальщиков не обидели. А выставка, тем не менее, оставляет посетителя хладнокровным. Единственная реакция: «Надо же, я и не замечал у Новикова этой работы!» Уж слишком тут все пущено на самотек. Уж слишком много доверия шпаге как образу. Хотя образ-то и не складывается. Есть художники и фотографы, есть фехтовальщики, есть даже старинные гравюры из трактата по искусству владения рапирой. А в единую полноценную картину это все не соединяется, работы остаются заезжими гастролерами. И уж очень сильно ощущается, что сначала появилась идея как таковая, и уже потом под нее подгоняли все остальное. А может, просто «Навикула» в ретроспективах не очень поднаторела -- дальше что-нибудь толковое выйдет. Ко дню милиции как раз и поспеют.

Полная версия