Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Государство оценило современное искусство

В арт-центре «Винзавод» состоялась церемония награждения лауреатов государственной премии в области современного визуального искусства «Инновация». В этом году премией обнесли номинацию «Теория, критика, искусствознание», а причитающиеся разделу 150 тыс. руб. поделили между художниками. А точнее, между «Новой генерацией» и «Произведением визуального искусства». Дележ состоялся в субботу вечером.

Впрочем, не только этим казусом запомнится нынешняя «Инновация». На церемонию явился один из патронов премии -- министр культуры Александр Авдеев. Удивил не столько выход министра на сцену (к слову сказать, его предшественник Александр Соколов, на дух не переносивший современное искусство, на подобных мероприятиях вообще не показывался), сколько его почти что покаянная речь в отношении contemporary art. По словам Авдеева выходило, что министерство в давнем долгу у современного искусства, мало его поддерживало и пора для него создать настоящий музей.

Трогательный спич прозвучал в соответствующем аудиовизуальном окружении -- в винзаводском зале белого вина, превращенном в подобие храма, под иконостасом из четырех плазменных экранов и под фонограмму хорового пения «Инновация, инновация…», напоминавшего «Аллилуйю». Дабы министр не пожалел о сказанном, ему доверили вручение самой бесконфликтной, почетной (но и безденежной) премии «За творческий вклад в развитие современного искусства в России». Ее присудили Игорю Шелковскому и Александру Сидорову (посмертно), издателям нонконформистского журнала «А-Я», выходившего в Париже 30 лет тому назад. На сцену вышел Шелковский. Зал дружно встал. Служба началась.

Впрочем, далее обедня, как писал французский классик, неслась как на перекладных. То есть в очень бодром темпе. В номинации «Новая генерация» премию получил Андрей Кузькин за воистину тяжелый труд -- четырехчасовое хождение по жидкому бетону, то есть за перформанс «По кругу». В номинации «Кураторский проект» победила Анна Зайцева с командой коллег, организовавшие молодежную выставку «Яблоки падают одновременно в разных садах» на «Винзаводе».

Премию в разделе «Региональный проект» (надо думать, это уничижительное название все же заменят на какое-либо более политкорректное) разделили калининградцы Дмитрий Булатов и Олег Блябляс за остроумную квазинаучную программу «Эволюция от-кутюр. Искусство в эпоху постбиологии». Поскольку Илья и Эмилия Кабаковы взяли самоотвод (и этот их поступок заслуживает уважения), победителя в главной номинации ценой 250 тыс. руб. «Произведение визуального искусства» жюри, вероятно, определяло методом тыка. Похоже, тык поклонников творчества Владислава Ефимова оказался сильнее всего. Его инсталляции из подвешенных радиоприемников («Для радио»), демонстрировавшейся на петербургском фестивале «Современное искусство в традиционном музее-2008» и в московской галерее Ravenscourt, жюри и присудило премию. Сама по себе инсталляция с отсылками к советским радиоточкам и ретрансляторам забавна, но в какой степени она актуальна -- это вопрос.

Как уже говорилось, теоретиков и критиков современного искусства обнесли премией, а ее денежное обеспечение поделили между художниками-лауреатами. Хотелось бы думать, что на этот денежный приварок художники приобретут для себя книги по теории и критике современного искусства, чтобы не попусту месить бетон.

Полная версия