Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Весеннее меню Sotheby`s показали Москве

В помещении бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» открылась предаукционная выставка топ-лотов четырех весенне-летних торгов Sotheby`s. Аукционы русского искусства пройдут 22 апреля в Нью-Йорке и 9 июня в Лондоне. Импрессионистов и модернистов, а также современное искусство распродадут в Нью-Йорке 5 и 12 мая. Российской публике было отпущено всего два дня – 1 и 2 апреля.

Недешевеющие модернисты

Можно подумать, что организаторы выставки несколько иронично решили обыграть кризисные времена. Первое, что видит в зале посетитель, это разухабистое, цветастое граффити, которое нередко встретишь и в запущенном подъезде, а второе -- до неимоверности истощенный кот. То ли идола, то ли панка некогда изобразил афроамериканец Жан-Мишель Баскья, дружок и ученик Энди Уорхола. Кота-доходягу отлил в бронзе знаменитый Альберто Джакометти, чья модернистская оптика вообще низводила все живое до остова или останков. Однако и Баскья, и Джакометти входят в топ-листы самых дорогих художников арт-рынка. И потому не стоит удивляться эстимейтам их вещей: картина-граффити «Красный человек» предлагается за ориентировочные $4-6 млн, метровый «Кот» -- за $16-22 млн. На этом фоне и Уорхол со своими «Цветами» и «Револьвером» (приблизительно за полмиллиона) выглядит как-то скромно. Впрочем, заслуженно: вещи-то довольно заурядные для отца поп-арта.

С другой стороны, выставив вперед «тяжелые», то есть сверхдорогие лоты, аукционисты хотели показать нынешнее состояние рынка: мол, цены стабильно высокие, для паники нет никаких резонов. Вероятно, так оно и есть, если речь идет о самых дорогих разделах рынка – о модернистах и contemporary art.

Русские ценности

О том, как себя чувствует сектор русского искусства, мы узнаем после нью-йоркских торгов 22 апреля. В этой коллекции тоже имеется своя тяжелая артиллерия, только калибром она, конечно, уступает предыдущему разделу. К семизначному эстимейту подобралась лишь панорама «Отплытие Колумба из Палоса» Айвазовского. Выставляя на торги очередную картину из «колумбового сериала» (в 1892-93 годах Иван Константинович для всемирной выставки в США на месте написал немало таких исторических опусов), Sotheby`s опирается на прецеденты: в 2006 и 2008 годах две вещи из того же цикла успешно ушли с нью-йоркских торгов. Вероятно, по проверенному фарватеру уплывет и нынешняя работа, которую пока предлагают за $1-1,5 млн.

Судя по каталогу апрельских торгов, такого количества «рерихов» давно не выставлялось на продажу: 13 картин Николая Рериха, 5 -- его сына Святослава. Не все вещи одинаково ценные, о чем свидетельствуют и их эстимейты, но вот для выставки топ-лотов отобрали наиболее интересную – «Святого Меркурия Смоленского» 1919 года. Вероятно, красочный сказ о моравском рыцаре, ушедшем на Русь и претерпевшем мученическую смерть от татар при обороне Смоленска, вызовет интерес у ревнителей мифологической старины и любителей живописи стиля модерн. И конечно, витязь-страстотерпец, несущий свою отрубленную голову в руках, стоит запрашиваемых $ 500-700 тыс.

Легенда, байка, story нужны произведению искусства так же, как и рама. В таком фабульном обрамлении представлен диптих Бориса Григорьева «Приготовление блинов Crepes Suzette». Изначально это был портрет ресторатора Джованни Прамаджоре, чье заведение на Манхэттене в 1930-е годы навещали русские эмигранты, и в том числе Григорьев. Получилось, что за всех за них расплатился художник, изобразив ресторатора за приготовлением фирменных блинов и подарив ему эту картину-вывеску. То ли по капризу, то ли причудливо придерживаясь принципа порционности, Прамаджоре попросил художника разрезать картину пополам. Таким образом, голова сумасбродного кулинара была отделена от его сноровистых рук. Но именно эта сцена кухонных манипуляций стала фирменным знаком ресторана «У Джованни» и фигурирует на обложке меню и на тарелках. Предаукционная выставка Sotheby`s гуманно покончила с этой расчлененкой: обе части так называемого диптиха выставлены вместе как один лот с эстимейтом в $ 500-700 тыс.

Наконец, и в коллекции летнего аукциона тоже есть вещи достаточно курьезные. Одна из них -- картина «Нянька с детьми» Исаака Бродского, известного в 1930-е годы ортодоксального соцреалиста. Однако «Нянька» -- ранняя, дореволюционная вещь, и настолько цветистая, что владелец, некий итальянец, повез ее на атрибуцию в музей Метрополитен. Там ему подтвердили: да, работа французского импрессиониста. Оставим в стороне особенности русского импрессионизма, более занимавшегося раскрашиванием холста, чем методичной работой с цветом, свойственной французам. Но хотя бы обратить внимание на «няньку», так по-русски лузгающую семечки, музейщики все же были должны. Спустя полвека это подметили сотрудники Sotheby`s. Что не удивительно: они давно работают с русскими.

 

Полная версия