Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Поэтическая акустика от главного английского хулигана

Непоседливый поэт-рокер Питер Доэрти, уже давно известный широкой публике своими скандалами, а не музыкой, записал при помощи верных друзей неожиданно вдумчивую акустическую пластинку «Grace/Wastelands», объединившую новые песни и не издававшиеся раньше редкости.

Карьера под прицелом камер

А началось все со стремительного взлета The Libertines -- группы, созданной Доэрти вместе с приятелем Карлом Баратом в конце девяностых. Парочка вечно ссорившихся соавторов, любящих семидесятнический панк, пошла по пятам модных американцев The Strokes и попала со своим поэтическим гаражным роком точно в цель. Стильная, безбашенная музыка с небанальными текстами Пита, вдохновлявшегося стихами Уильяма Блейка и Эмили Дикинсон, снискала успех и у молодежи, и у критиков. Да и название было выбрано подходящее, ведь либертинами пару веков назад называли европейских вольнодумцев и нигилистов.

В Россию -- со стихамиЕще в 16 лет Пит Доэрти выиграл поэтический конкурс, организованный Британским советом. Главным призом за победу стала туристическая поездка в Россию для знакомства с местными достопримечательностями.
Однако царившая в группе вольница ее и сгубила. Доэрти был выставлен из The Libertines за пристрастие к тяжелым наркотикам, а остальные музыканты после нескольких концертов отказались выступать без одного из лидеров под прежней вывеской. Сам Доэрти, намаявшись в наркологических клиниках и каталажках, из загула в итоге не вышел, став главным скандалистом на родине. Фотографии бледного, изможденного музыканта с его пассией, супермоделью Кейт Мосс, на буксире несколько лет не сходили с первых полос британских таблоидов.

Заниматься творчеством Пит все же не перестал: собрал собственную группу Babyshambles и принимал участие в записях многих коллег по музыкальному цеху. Но даже самые успешные его работы производили впечатление небрежно сделанных и словно незаконченных. Хотя своих фанатов Доэрти старался не разочаровывать, регулярно давал плановые концерты и устраивал спонтанные «партизанские вылазки» -- аналоги наших квартирников.

Накопив приличный багаж неизданных песен, Доэрти все чаще стал выступать отдельно от своей группы. Летом 2008 года он сыграл акустическую программу в Альберт-холле вместе с давним товарищем, поэтом и музыкантом Питером Вульфом. А чуть позже рассказал прессе, что собирается выпустить и сольный альбом -- «Grace/Wastelands».

С помощью друзей

К записи первой пластинки под своим именем Пит Доэрти привлек немало друзей и знакомых. Опытный Грэм Коксон взял на себя большинство гитарных партий и привнес в альбом частичку своей главной команды Blur. Трип-хоповая певица Дот Эллисон помогла с вокальными партиями в нежной инди-балладе «Sheepskin Tearaway». А бывший «либертин» Барат сочинил и записал вместе со старым другом вальяжную песню «A Little Death Around the Eyes».

Музыкальные рокировки альбомаВ начальную версию пластинки входили дуэт с Питером Вульфом «Darksome Sea» и старый бисайд Libertines «Through The Looking Glass». Вместо первой песни Доэрти спел с бардом в «Broken Love Song». Вторая же, сыгранная гитаристом Коксоном в духе раннего брит-попа, не вписалась в концепцию пластинки и была заменена на фортепианную балладу «I`m The Rain».
Над звуком пластинки основательно поработал продюсер Стивен Стрит, занимавшийся прежде вторым альбомом Babyshambles. Требовательный «сержант от музыки» тогда раздражал Доэрти, заставляя его по несколько раз перезаписывать одни и те же песни, но в этот раз сумел добиться от подопечного ровно того, чего желал.

На смену дистортированной грязи пришли звонкие акустические мелодии, эстрадные струнные в духе Скотта Уокера или, скажем, прошлогоднего амбициозного проекта The Last Shadow Puppets. Нашлось место в этой стилистической солянке даже поп-номеру «Last of the English Roses» с гулким басом и эхом забредшей из Gorillaz гармоники. А свинговая безделица «Sweet By and By» показала, насколько далек нынешний Доэрти от лихих времен «Fuck Forever».

В поисках Аркадии

Поэт по-прежнему поет о личных проблемах и переживаниях, поднимает привычные темы и задается новыми вопросами. Под именем Аркадии из открывающей диск как бы дилановской песни («Arcadie») предстает придуманная музыкантом Утопия, символ свободной земли для всех и каждого, красной нитью проходящий сквозь все его творчество. А прекрасная Саломея («Salome») -- это собирательный образ роковой женщины в жизни поэта, позаимствованный, судя по всему, у Оскара Уайльда, а не из Ветхого Завета.

Одной из вершин диска стала впечатляющая ретрокомпозиция «1939 Returning», в которой Питу должна была подпевать еще одна заблудшая душа британской поп-индустрии -- скандальная певица Эмми Уайнхаус. В итоге дуэт не сложился, но с грустным рассказом о предвоенной жизни Англии Доэрти неплохо справился и сам.

Шаг в сторону

Еще не так давно острые на язык журналисты сравнивали карьеру 30-летнего Доэрти со старейшим ситкомом «Last of the Summer Wine», этакой британской «Санта-Барбарой». Дескать, былая слава уходит, поклонников становится все меньше, и мало кто помнит, с чего вообще все началось.

Но первый сольный диск, лишенный хаотических вибраций The Libertines и Babyshambles, отнюдь не стал лебединой песней рокера, методично разрушавшего собственную жизнь, или его же публичным покаянием в грехах. Британский поэт-хулиган, ни о чем не жалея, вдруг обернулся достойным акустическим трубадуром. Сделав шаг в сторону от принесшего ему славу рок-н-ролла, Доэрти доказал, что является талантливым музыкантом, а не просто катящимся по наклонной героем желтой прессы.

Полная версия