Союз кинематографистов оживился и порадовал публику традиционным шоу под названием «Съезд». Казалось, что эта невнятная рудиментарная организация давно отжила свое. Однако два дня «Съезда» в Гостином дворе показали, что этот спектакль еще способен волновать зрителей и собирать незаурядную актерскую труппу, гениально режиссировал которой, по традиции, Никита Михалков.
Два дня в центре Москвы, возле Кремля, наблюдалось столпотворение. Такого количества народных артистов СССР и РФ кроме как в очереди на Чрезвычайный съезд кинематографистов в Гостином Дворе встретить нигде нельзя. Несмотря на экстренность всего происходящего, большинство актеров и режиссеров, здороваясь с коллегами, начинали беседу с «как здорово, что все мы здесь…». Все 3000 человек давно не собирались вместе, не видели друг друга, соскучились. «Оппозиционеры» держались в сторонке, в кулуарах наговаривали журналистам заученные наизусть претензии к правлению СК и называли все происходящее «михалковским» собранием с заранее прописанным сценарием.
Модное место
И в общем-то, были правы. Съезд был «михалковским» во всех смыслах. Причем тратить на него два дня было, пожалуй, некоторой расточительностью. Все интересное и важное произошло в понедельник. Во вторник же делегаты занимались формальностями и приходили в себя после пережитого катарсиса.
Ключевым и самым поразительным по силе воздействия эпизодом стало вовсе не голосование за то, чтобы оставить Никиту Михалкова в председательском кресле. А его выступление. Его значительность была обеспечена увлекательной драматической преамбулой и информационной артподготовкой.
Почти три месяца конфликт в Союзе кинематографистов держался в топе поисковых систем и новостей. Слова «легитимность», «кворум» и «пленум» заучили даже младшие школьники. Кинематографисты с готовностью разделились на враждебные лагери. И вот начинается прямая трансляция эпохального Чрезвычайного съезда, на котором по сути дела ничего не решилось, но зато состоялось трехчасовое выступление великого режиссера, которое следовало бы выпустить отдельным изданием на DVD.
Монолог в Гостином Дворе
Никита Сергеевич вышел на сцену с 30-минутным опозданием, напевая «а напоследок я скажу». Тексты претензий, которые когда-либо, а не только на предыдущем, «бунтарском» съезде, предъявлялись председателю, появлялись на широких экранах. Режиссер и актер подробно, образно, экспрессивно на каждую претензию отвечал. И настолько его речь была красива и убедительна, что, наверное, сраженные его обаянием противники постепенно оттаивали. Михалков не читал свою речь, казалось, он играл моноспектакль. И в конце уже виделось, что от трибуны идет сияние. По щекам актера текли слезы, а зрители спектакля несколько минут стоя аплодировали.
«Сегодня стало совершенно очевидно, что единственная кандидатура человека, который может решить судьбу Союза, -- это Никита Михалков», -- подал любимую реплику Владимир Хотиненко, изначально убеждавший членов Союза прийти на съезд «поговорить».
Прежде чем делегаты исполнили свою миссию и вернули Михалкову его законное председательское место, режиссер позволил себе немного усложнить сюжет и сыграть Бориса Годунова, заявив, что пост ему не нужен, и предложив уже теперь «законно» избрать Марлена Хуциева. Поддержал идею Михалкова его последовательный антагонист кинокритик Виктор Матизен, вопрошавший собравшихся: «Признаете ли вы Марлена Хуциева главой СК?» И когда они не признали, Матизен сказал обреченно: «Мы проиграли. Это исторический момент», -- и сошел со сцены. Это был его последний день в Союзе. Во вторник он был исключен с формулировкой "за последовательные действия, направленные на раскол СК РФ". Хуциев на съезд так и не пришел. А его адвокат, следуя законам кольцевой композиции, предположил, что результаты внеочередного Чрезвычайного съезда будут оспорены в суде.
Цирковой союз
Так, словно пони на арене, и двигается Союз кинематографистов от съезда к съезду, укрепляя свою неопределенно-скандальную репутацию и создавая иллюзию активной общественной жизни киношников.
Когда-то СК, задуманный советскими властями как дополнительный инструмент контроля над работниками важнейшего из искусств, умел отстаивать свои права на пусть ограниченные, но свободы. А главное -- он объединял людей кино. Но в нулевые, наверное, никто не смог точно сформулировать его реальные функции. В уставе прописано, что СК России должен защищать авторские права, профессиональные интересы своих членов, оказывать помощь в создании условий их творческой деятельности и далее по тексту. Ничего этого он толком не делает. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день редко кто из молодых кинематографистов вступает в Союз. Большая его часть -- люди, переставшие снимать кино много лет назад, средний возраст которых 60+.