Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

На фестивале «Святая Анна» мастер-классы победили конкурс

Фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Святая Анна» на этой неделе проводил конкурс, в котором представлены исключительно учебные, курсовые и дипломные работы. Среди участников фестиваля -- студенты ВГИКа, ВКСР, СПбГУКиТ, Школы кино и телевидения, Университета современного искусства, а также независимых киностудий.

На плакате фестиваля -- репродукция картины Леонардо. Вспоминая, что в христианской традиции святая Анна -- бабушка Христа, организаторы объясняют: это символ внимания и заботы к молодым. Фестиваль был организован в 1993 году как попытка перенести западные традиции поддержки молодых киношников на российскую почву. Созданная Борисом Айрапетяном студия «Эй-Би-Эй» учредила и на собственные средства стала проводить конкурс студенческих и дебютных фильмов на соискание национальных премий «Святая Анна», по форме и содержанию резко отличающийся от своих предшественников.

Организаторы утверждают, что у многих начинающих кинематографистов творческая судьба сложилась благодаря «Святой Анне». Полистав список победителей конкурса за 15 лет, можно найти несколько знакомых фамилий: Геннадий Каюмов и Тимур Бекмамбетов, Артур Аристакисян, Сергей Дворцевой и Алексей Герман-мл. и др.

Основных номинаций три: кино игровое, документальное и анимация. У «Святой Анны» нет отборочной комиссии, поэтому не только члены жюри, но и зрители могли отсмотреть все 246 короткометражных фильмов, присланных на фестиваль. Нынешний конкурс обнаружил кое-какие тенденции. Очень сильно вырос уровень операторов. Хорошо, что молодые кинематографисты стали чаще обращаться к литературе. Молодежь, говорят, вообще стала серьезнее и консервативнее. Дебютанты не стремятся эпатировать, во многом идут вслед за мастером, перенимая его методы и приемы. «Значительно меньше стали раздевать актрис -- это большой шаг, потому что раньше это была просто напасть!» -- смеется председатель жюри Владимир Грамматиков.

Уроки мастеров

В этом году президентом фестиваля стал Михаил Пореченков, который обновил организационную команду. А помимо традиционных денежных премий, отличающих «Святую Анну» от многих студенческих фестивалей и очень радующих бедных студентов, есть еще и специальный приз президента форума -- автомобиль.

По сравнению с предыдущими годами фестиваль приятно удивил уровнем организации. Стоит посмотреть на аккуратный информационный каталог, обширную рекламу по всей Москве и празднично наряженный Дом кино. Только Гоша Куценко перенес свой концерт на пару дней вперед. И никаких отмен.

Больше всего впечатляла программа мастер-классов. Никита Михалков, например, много внимания уделил «психологическому жесту» и учил молодых актрис чувственно говорить «люблю». Оскароносец, режиссер-постановщик, аниматор Александр Петров говорил мало и стеснительно, зато показал «Старик и море» в хорошем качестве и продемонстрировал свою сложную технику «ожившей живописи». Директор «Мосфильма» и режиссер Карен Шахназаров жаловался, что по современных фильмам невозможно сказать, чем живет российский народ, и программа студенческого фестиваля не исключение.

Судьи «Св. Анны»Председатель жюри кинорежиссер Владимир Грамматиков, члены жюри -- кинорежиссер Сергей Урсуляк, кинокритики Татьяна Москвина-Ященко и Лариса Малюкова, директор Института культурологии Кирилл Разлогов, киновед Галина Прожико, генеральный директор ММКФ Наталья Семина, актриса и продюсер Анна Михалкова, драматург Эльга Лындина, кинооператор Вадим Юсов.
Но главным событием, конечно, стала встреча с легендарным сценаристом, поэтом, художником и скульптором Тонино Гуэррой. Он начал со слов: «Не слушайте стариков», а потом рассказал, как он не заметил старости, и признался, что очень ждет от молодых нового кино.

Программа развлекательных мероприятий тоже не отставала. Каждый вечер клубную обстановку создавали Гоша Куценко, Баста, Red Hot Barbeque, Юрий Матвеев и др. В рамках «Святой Анны» в большом зале прошел уникальный творческий вечер Константина Хабенского: актер читал сцену из пьесы Камю «Калигула» в сопровождении симфонического оркестра. Премьера стала не только сенсацией фестиваля, но и важным театральным событием для Москвы.

Факультативный конкурс

При этом в зрительном зале, честно говоря, поклонников дебютных фильмов было не много. Да и картины толком никто не представлял: ни режиссеры, ни операторы, ни актеры. Зато, как говорит Михаил Пореченков: «На мастер-классе Никиты Сергеевича даже на люстре не было свободных мест». Так что уроки мастеров были куда более востребованы у студентов-киношников, нежели первые опыты сверстников -- возможно, в будущем гениальных режиссеров.

Первая премия за лучший игровой фильм была присуждена режиссеру Игорю Хомскому за фильм «Очная ставка». Этот фильм не впервые становится лауреатом студенческого фестиваля. Кроме того, Хомскому был присужден приз Академии киноискусства в размере 100 тыс. рублей, которые вручил ему Никита Михалков.

Вторая премия досталась Павлу Дроздову за картину «Ранняя оттепель», третья -- Ольге Шибуняевой за «Прибегали светляки» и Михаилу Рубцову за картину «Часы без стрелок». Машина же досталась режиссерам картины «Раф-террористы» Виктору Гундареву и Евгению Фролову. «Двоим вручается, потому что один -- пилот, а другой -- штурман», -- объяснял Пореченков.

На церемонии закрытия фестиваля состоялся специальный показ фильма «Зеленый театр в Земфире», который представляли сама Рената Литвинова и Земфира.

Полная версия