Команда молодости нашей, успешно воссоединившаяся в прошлом году, отправилась в мировое турне в поддержку нового альбома «Phoenix». И не могла проигнорировать столицу России, где уже давала триумфальный концерт почти 20 лет назад. И даже выпустила по его следам свой лучший концертник «Live in Moscow». У нас есть отличный шанс проследить возрастные изменения английских мэтров.
Битва титанов
Согласно легенде теплым апрельским вечером 1981-го фронтмен King Crimson Джон Уэттон, барабанщик Emerson, Lake and Palmer Карл Палмер, гитарист Yes Стив Хау и менеджер Atlantic Records Дэвид Калоднер за чашкой хорошего английского чая решили удивить музыкальный мир. И создать проект, подобного которому на рок-сцене еще не было. И вообще, в пику всяческим тамошним «фабрикам звезд», семейным ансамблям и квартетам «два мальчика плюс две девочки» сколотить бэнд из действующих мастодонтов прогрессив-рока. То есть себя, любимых.
На самом деле упомянутые мастодонты переживали далеко не лучшие времена и понимали, что при таком отношении публики к жанру, в котором они трудятся, есть шанс скоро перейти в разряд свадебных генералов. А потому решили к компании титанов добавить кого-нибудь из молодых, но уже заслуженных. Выбор пал на пианиста мегамодных тогда The Buggles Джеффа Даунса. К тому времени он уже попал в Книгу рекордов Гиннесса за использование 28 клавишных инструментов в течение одного концерта и сочинил знаковую песню «Video Killed a Radio Star». Клип на нее стал первым роликом на видеоканале MTV.
Название придумал Уэттон – Asia стала своеобразным антонимом его тогдашней команде UK, до приторности арт-роковой и коммерчески неуспешной. Калоднер придумал термин «супергруппа» и авансом, еще не имея на руках даже демо-материала, подписал с новорожденным квартетом миллионный контракт. И ведь, что интересно, не прогадал!
Лови момент
Выхода дебютной пластинки первой официальной супергруппы народ ждал, словно сборника неизданных песен «Битлз» или утерянного альбома Джима Моррисона. Никто и представить не мог, что «азиаты» готовят совсем иную музыку -- довольно легковесную, танцевальную и до неприличия американскую. Бодрый такой нью-вейв пополам со слезливым АОРом, с трудом узнаваемый вокал человека, некогда спевшего «Starless And Bibleblack».
Но в течение девяти недель Asia возглавляла штатовский хит-парад, а в Англии поднялась до 11-го места. А песня «Heat Of The Moment» («Лови момент») заняла 4-е место за океаном и до сих пор активно ротируется на радиостанциях мира наряду с вечнозелеными «Yesterday», «Stairway To Heaven» и «Paint It Black».
«Аврора», «Ария», «Арена»... Амба!
Если честно, «азиаты» не были первооткрывателями кружка по интересам для рок-монстров.
По негласной традиции, все альбомы четверки начинались на букву «а». И если «Aqua» (1992) и «Aria» (1994) были еще более или менее, то на релиз «Arena» (1996) публика отреагировала более чем вяло. Диск стоило бы назвать «Амба» -- группа стояла на грани развала. Стив Хау придумал на концертах разбавлять авторские композиции хитами, что называется, «с предыдущих мест работы», а также затейливыми инструменталами, призванными показать всю нерастраченную мощь музыкантов. Зрителям эта идея понравилась, и на стадионные концерты теперь ходили, в частности, послушать кримзоновскую «Book Of Saturday» и кое-что из «Brain Salad Surgery» от Палмера. Вот и в Москве, куда квартет приехал в 90-м, не обошлось без номеров на потребу несгибаемым фэнам арт-рока.
Мастерство не пропьешь, и при желании вживую мэтры еще могли играть как боги. Только вот желание это возникало все реже. Уэттон занялся маловнятными сольными проектами, его сменил молодой и горячий Джон Пейн. Обладатель шикарного характерного вокала с металлическими интонациями разогнал и последних арт-роковых фэнов, и сделал невыносимой жизнь Хау и Палмера, вынудив их уйти в бессрочный отпуск. У Asia началась новая жизнь, не имеющая ничего общего с жизнью былой супергруппы: бесконечные гастроли по Юго-Восточной Азии и череда техничных и скучных концертных альбомов. Амба!
Прийти по-английски
Прошлогоднее воссоединение квартета в первоначальном составе прошло без особой помпы и официально было приурочено к записи первого за восемь лет студийного диска «Phoenix». Но сердца преданных фэнов, тех самых, что колбасились под «Heat Of The Moment» в 80-х, сладко екнули. Такие великие люди, забыв обиды и распри, собираются не в бирюльки играть. Пластинка и в самом деле получилась на удивление сильной, хотя куда более спокойной, раздумчивой и философской, чем прежние работы. Хотя в таких вещах, как «Nothings Forever» и «Orchard of Mine», позитивной чертовщинки хватает. «Думаю, что на новом диске лучшие тексты, которые Джон когда-либо сочинял, -- говорит Палмер. -- Запись закончилась на высокой ноте, потому что мы чувствовали: Asia возродилась по-настоящему». Вот так. А сам Уэттон высказался еще проще: «Все идет так, словно этих 25 лет и вовсе не было, и это естественно: если что-то нравилось раньше, то нравится и сейчас!»
Так ли это на самом деле, должен решить для себя каждый уважающий себя меломан. Тем более что кроме всех главных хитов -- «Only Time Will Tell», «Days Like These» и «Here Comes The Feeling» нам обещается такая внушительная составляющая репертуара из песен King Crimson, Yes, UK, ELP и даже Buggles.