Москва
3 января ‘25
Пятница

В Москве порезвились почти настоящие Gorillaz

До нас добралась величайшая группа нового тысячелетия -- Gorillaz. Правда, в ее названии присутствовало дополнение Soundsystem, намекавшее, что это будет не совсем классический состав, вроде того что сопровождал на сцене Мадонну во время вручения наград MTV. Как выяснилось, гориллы гориллам рознь. И лихие 90-е, когда по стране разъезжали «Ласковый май 2» и «Мираж-5», отнюдь не канули безвозвратно.

Призрак музыки

Неутомимый конкистадор дальних музыкальных пространств Деймон Албарн наверняка и сам предположить не мог, куда забредет его очередной проект, задуманный, между прочим, изначально как шутка, причем одноразовая. Албарн и художник Джейми Хьюитт, создатель комиксов про Tank Girl, откровенно развлекались, придумывая персонажей Gorillaz, их мифическую историю и сценическую концепцию, по которой людей, реально извлекающих звуки, никто никогда не должен был увидеть. За дебютный альбом «Гориллы» получили «Грэмми», а стоящие в тени кукловоды поняли, что у группы-призрака есть одно явное преимущество перед ансамблями из плоти и крови: все музыканты были абсолютно взаимозаменяемы. Скажем, если у Нельсона де Фретаса, «официального голоса 2D», заболела бабушка, в тур по Австралии вполне может отправиться какой-нибудь Патрик или Али из пакистанского квартала. Главное, чтобы тот имел хотя бы минимальные артистические навыки и был знаком с репертуаром Gorillaz. К чести Албарна и компании, за всю десятилетнюю историю команды такого не было, по крайней мере официально. Так ведь Россия не Австралия, и у нас многое возможно.

В эпоху становления российского шоу-бизнеса предприимчивые «продюсеры» вовсю катали от Калининграда до Владивостока двойников любимых народом артистов. Причем наиболее беспринципные акулы просто выводили на сцену клоунов, отдаленно напоминающих кумиров, и те более или менее профессионально старались попасть в фонограмму. Благо сличить копию с оригиналом, зачастую знакомым лишь по затертой фотографии, купленной в электричке, было затруднительно. Те же, кто посовестливее, на афишах так или иначе поясняли, что выступать будут не совсем ожидаемые группы. Так и рождались «Комбинация-10», «Белорусские Песняры» и «Мама» вместо «Ласкового мая».

Отряд не заметил потери бойца

С огромным трудом еще до выступления Gorillaz Soundsystem удалось вычислить их состав. То, что не будет Албарна, хотя бы и виртуального, было как-то ясно сразу и не особо расстраивало. В конце концов, King Crimson Festival в прошлом году прекрасно прошел без присутствия Роберта Фриппа. Небожители спускаются к нам редко. Ожидалась команда из 13 человек. В их числе -- Рози Уилсон, спевшая «Dare», де Фрейтас, Реми Кабака (барабанщик и голос Рассела), живой басист и художник Роланд Гамильтон, соавтор визуальных эффектов группы. Зрителям, наполовину заполнившим гигантский зал «Экспоцентра», все это было неизвестно. Публика, в основном продвинутая молодежь из «спальных» районов и приезжие девушки, самозабвенно фотографировавшиеся на мобильные телефоны у сцены, пили халявный Red Devil из пробирок и приплясывали под ремиксы на Виктора Цоя от диджея Корейца.

Англичане начали ровно в час ночи, как и обещалось. На экранах появились схематическое изображение человеческого черепа, а потом до боли знакомые мультяшные фигурки. А на сцену прогулочным шагом вышел темнокожий мужчина и принялся не то настраивать перкуссию, не то играть на ней.

Чужие здесь не ходят

Состав Gorillaz Soundsystem появлялся порционно -- по одному, по два и существенно менялся по темпераменту. Перкуссионист так и не избавился от меланхолии и по бонгам и конгам стучал, что называется, без огонька. Зато два явно неадекватных диджея и некий MC буквально фонтанировали энергией, покрикивали в микрофон и пытались подпевать фонограмме. Определить жанр происходящего и даже вычленить какой-то более или менее внятный репертуар не было никакой возможности. Звучали старинные шлягеры Blur, в которых вертушечники лениво дублировали сильную долю басами, кусочки собственно из репертуара Gorillaz, правда без начала и без конца, сопровождаемые непонятным скрежетом и записанные, похоже, на магнитофон «Электроника-302». Основную массу звуков издавала тупая и монотонная драм-машина, которую включили на одной скорости и ушли обедать.

Пять главных групп-суррогатов1. Over The Rainbow 2. Heaven And Hell 3. Uriah Heep 4. Milli Vanilli 5. «Ю-Питер»
Через некоторое время появилась маленькая симпатичная негритянка в коротком платьице, которая томно ходила по сцене, бормотала что-то по-своему в микрофон и кривенько подпевала «голосу за кадром» Ее тоже фотографировали гости столицы, но не так интенсивно, как своих подруг на фоне экранов. Интерес к экранам тоже вскоре иссяк, поскольку на них было одно и то же: череп, трое статичных горилл и мелькающие цветовые пятна. Юноши и девушки постепенно перестали отплясывать, многие в недоумении присели и даже прилегли, а кто-то и вовсе двинулся к гардеробу. Перкуссионист схватил бубен и пустился в забег по сцене, едва не сшибая на ходу негритянку, у которой развалилась плохо залаченная прическа.

Говорят, именно такое «шоу» и в таком составе периодически устраивается в Лондоне, причем имеет огромный успех. Может быть, мы пока не доросли до этого вида искусства? Хотя «послушать записи» за 1,5 тыс. рублей можно было бы и дома. Правда, свой сет отыграли в этот вечер земляки саундсистемщиков Layo&Bushwacka, и это было здорово, энергично и очень по-английски. Но это уже совсем другая история.

Полная версия