Художественная «Инновация» в интернет-кафе
В выставочном зале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) открылась экспозиция номинантов ежегодного всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». В этом году наконец-то по дизайну выставка стала соответствовать своему названию: архитектор Юрий Аввакумов сумел оригинально представить произведения, превратив экспозицию в подобие интернет-кафе.
Хотя бы своим оформлением выставка конкурса «Инновация-IV» запомнится. На четвертый раз ГЦСИ отказался от традиционного полного показа объектов, инсталляций и видеопроекций, которые в совокупности походили на склад или бюро находок. Демонстрировать произведения, среди которых много именно процессуальных работ, в видеозаписях на мониторах – практично и демократично. Выставка номинантов – всего лишь справка об авторах и краткая памятка о том, что они сделали. Видевший их прежде – вспомнит, а кто не видел, до тех современному искусству дела нет. Впрочем, на такую выставку и приходят именно те, кто профессионально связан с современным искусством. Этим подходом «Инновация» теперь отличается от конкурирующей с ней «Премией Кандинского», выставки которой все больше и больше напоминают роскошные шоу с дискотечным оформлением.
Дизайн и мусор
Оформители выставки «Инновация» не до конца выдержали строгий деловой дизайн: виднеющиеся в углах огромные кучи картонных упаковок и нагромождение сантехнических труб наводят на мысль о том, что интернет-кафе только недавно приехало на эту площадку, не успев вывезти мусор своих предшественников. Однако на самом деле все это произведения художников «Новой генерации» (так называется пятая номинация премии) – проект «Recycle» Андрея Блохина и Георгия Кузнецова и инсталляция «Конструктор» Дмитрия Теселкина. Возможно, молодым художникам дали такую фору в расчете на то, что в перспективе, наловчившись собирать инсталляции, как конструктор Lego, они смогут внести больший смысл в будущие творения.
5 х 5 = 25 + 2
Рассказывать о каждой работе вряд ли имеет смысл. Одно их перечисление занимает в пресс-справке две страницы, а в развернутом пресс-релизе с комментариями – все девять. Коротко говоря, формула конкурса «Инновация» такова: 5 х 5 = 25. То есть всего пять денежно обеспеченных номинаций: «Произведение визуального искусства», «Кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание», «Региональный проект», «Новая генерация». Плюс к ним почетные, то есть без премиальных сумм – «За творческий вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства в России» (то есть для меценатов).
Почтенных за «творческий вклад» назвали сразу же на открытии выставки. Ими стали издатели нонконформистского журнала по современному искусству «А – Я», выходившему в 1970-1980-х годах в Париже, художники Игорь Шелковский и ныне покойный Алик Сидоров. Издание «А – Я» -- дело, конечно, очень давнее, но, так или иначе, оммажа его энтузиасты достойны. По здравым размышлениям в эту номинацию следовало бы включить и проект Ильи и Эмилии Кабаковых «Альтернативная история», развернутый прошлой осенью в центре «Гараж» и на «Винзаводе». Чета Кабаковых показала тогда довольно старые, хотя и подновленные инсталляции конца 1980-х -- начала 1990-х годов. Их бы следовало отметить за заслуги, а не включать в главную номинацию «Произведение визуального искусства», в которой они, скорее всего, вытеснят активно сегодня работающих Никиту Алексеева, Виктора Алимпиева, Владислава Ефимова и Николая Полисского. И потом, что значат для успешной четы отечественные премиальные 250 тыс. рублей? Видимо, Кабаковых притянули для престижа нынешней «Инновации».
Инновационные натяжки
Слишком педантично следуя формуле «5 х 5 = 25», то есть чтобы в каждой номинации непременно фигурировали пять конкурсантов, экспертный совет «Инновации» грешит откровенными натяжками. Что отчасти понятно: событий в сфере современного искусства мало, к тому же они, бывает, повторяются. К примеру, выставка экспериментальных проектов Юрия Аввакумова и Юрия Григоряна «Роддом» демонстрировалась два года назад в галерее «ВХУТЕМАС». Теперь же ее выдвигают в номинации «Кураторский проект» на том основании, что она гастролировала и на прошлогодней Венецианской архитектурной биеннале.
Другой кураторский проект – «Борьба за знамя: советское искусство между Троцким и Сталиным 1926-1936» Екатерины Деготь – вообще к современному искусству не имеет никакого отношения. Кстати, и с точки зрения классического искусствоведения, да и политической истории эта концепция весьма уязвима.
Симпатичная инсталляция в духе народных промыслов «Грачи прилетели», созданная для фестиваля «Архстояние» Николаем Полисским с его артельщиками, также подновлена. Деревянные птички, слетав на выставку «Russian Dreams» в Майами, теперь расселись на карнизах и балконах ГЦСИ.
С теорией искусства у нас всегда было не блестяще. И потому для создания иллюзии полноты в соответствующую номинацию включили шесть книг театроведа Виктора Березкина «Театр художника», издававшихся в 2003-2008 годах. Хотя в некоторых из них и говорится о режиссерах Роберте Уилсоне и Йозефе Шайне, не чуждых contemporary art, в целом весь труд нужно отнести к другой культурной епархии. С другой стороны, к чести экспертного совета нужно отнести то, что они отметили коллектив нового сетевого портала OPENSPACE.RU во главе с той же Екатериной Деготь. Открытие качественного информационно-дискуссионного пространства по проблемам культуры, в котором свободно оперируют арт-критики, действительно большое событие прошлого года. Да и, скорее всего, будущее за мониторами. Оттого и дизайн выставки конкурса «Инновация» в стиле интернет-кафе вполне уместен.
Результаты конкурса будут объявлены 4 апреля.