На ВВЦ открылась национальная выставка-ярмарка «Книги России». На этот раз далеко не все издатели смогли представить что-то новое. Многие предпочли вовсе не участвовать в этом весеннем мероприятии и подождать до осени. Организаторы прикрыли пустующие площади ширмами и сделали ставку на молодежь: для школьников и студентов вход на ярмарку бесплатный.
Первая ярмарка «Книги России», ставшая «филиалом» сентябрьской Московской международной книжной выставки-ярмарки, состоялась в 1998 году. На четвертой ярмарке рядом с книгами бойко шла торговля колготками и носовыми платками. На пятой ярмарке каждый купивший билет автоматически получал страховку от несчастного случая. Девятую обвиняли в экспонировании ксенофобской литературы. На десятой у крупных издателей в моде были двухэтажные стенды. Одиннадцатая была очень похожа на десять предыдущих. О нынешней, двенадцатой, ярмарке «Книги России» уже нельзя сказать то же самое.
Кризисные сокращения
На открытии торопились произнести оправдательное слово «кризис» и отрапортовать о нарушенных цепочках «издатель--книгораспространитель». Михаил Сеславинский говорил о том, что теперь, когда зарубежные типографии стали не всегда доступны, работы прибавится российским печатникам. Наталья Дементьева напомнила, что заграничный отдых для многих может оказаться проблематичным, а потому настоятельно советовала обратить особое внимание на экспозицию издателей финно-угорских народов России, где одетые в национальные костюмы представительницы Карелии и Мордовии рассказывали о красотах своих земель. После таких речей непозволительной роскошью казались и завершившие церемонию пиротехнические эффекты, и шампанское для гостей.
Привычной тесноты стендов на ярмарке не наблюдалось. Количество участников резко сократилось: 500 организаций против прежних 900. Площадь приблизилась к уровню 2001 года: незанятые квадратные метры скромно завесили. Ощущение некоторого запустения усиливалось при наступлении обеденного времени: слишком многие дежурные по стенду совершали свою трапезу непосредственно на рабочем месте. Таращиться на охраняемые ими книги было как-то неловко.
Второй этаж павильона почти пустовал, и лишь открытая там экспозиция «Книгабайт 2009», посвященная книжному будущему, напоминала о несбывшихся мечтах. В ярмарке не приняли участие такие издательства, как «Просвещение», «Молодая гвардия», «Текст», «Центрполиграф». Не было видно «Топ книги». Книжный клуб «36,6» демонстративно предпочел арендовать небольшой стенд, а сэкономленные средства пустить на продвижение своих авторов. Директор питерского издательства «Детгиз» Алла Насонова не жалуется, а сама дежурит у своего стенда. Так что, видимо, и после затратной поездки в Москву мы будем вправе ожидать от этого старейшего издательства увеличения количества новых книг.
Провинциалы и селебритис
После многочисленных издательских отказов на пустых пространствах 57-го павильона можно было бы устраивать дискотеку. Но организаторы поступили очень разумно, предоставив льготы региональным издателям. В результате вместо, к примеру, «ОЛМы» или «Росмэна» столичные читатели смогли увидеть «Издательский дом Поморского университета», «Новосибирское книжное издательство», «Кубань-книгу» и издательско-торговую фирму «Рыбари». Отнюдь не все гости могли представить совсем свежие книги. Тем не менее им, на этот раз оказавшимся не в «провинциальном квартале» павильона, куда не все раньше и доходили, а на более выгодной территории, в непосредственной близости от «акул» издательского бизнеса, хотя бы поверхностное внимание было обеспечено.
Звание «ярмарки контрастов» «Книги России» подтвердила в очередной раз. На стенде «Эксмо» сразу вслед за лауреатом премии «Большая книга» Владимиром Маканиным выступал пишущий телеведущий Владимир Соловьев. У «АСТ» рядом с новыми книгами Евгения Попова и Юлии Латыниной красовалась проба пера Наташи Королевой. Певцов, актеров, телеведущих и юристов-беллетристов среди участников оказалось чуть ли не больше, чем непоющих и неиграющих «просто» сочинителей. С уменьшением количества новинок и сокращением программы писательских выступлений контрасты стали еще контрастнее. Умиротворяюще действовало разве что прежнее обилие ярких детских книг, учебных пособий и подарков. За «утешение классикой» на этот раз «отвечал» Николай Гоголь, которому на ярмарке посвятили дискуссию и выставку современной книжной графики.
Выставка будет открыта до 16 марта.