Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Цирк из сушек в цехе хлебозавода

В петербургском лофт-проекте «Этажи» прошла трехдневная выставка французского дуэта художников La Cellule. Их проект называется «Жена пекаря», и радует он наивным, почти забытым современными акционистами простодушием.

Выставка двух художниц -- Стефани Саго и Эмманюль Беккеман должна была стать большим событием хотя бы потому, что сменила находившуюся в громадном выставочном зале «Этажей» экспозицию «100 предметов итальянского дизайна». Мотороллеры «Веспа», тумбочки и шкафы поначалу публику радовали, но «100 предметов» оккупировали бывший цех хлебозавода на четыре месяца. Казалось, что никогда конца этому дизайну не будет. Но слава богу, он приказал долго жить. И честное слово, у большей части посетителей новой выставки ощущение было именно такое: избавились от пластмассового мира и в честь этого затеяли веселое эстетское пиршество с элементами детского праздника.

Съедобный цирк

Благо Саго и Беккеман представляют собой не столько дуэт художников, сколько странствующий цирк от современного искусства. «Жена пекаря» не совсем выставка. Тут хочется применить другое слово, более уместное, -- «гастроли». Хотя бы потому, что увидеть милые, простые и обаятельные фокусы La Cellule можно было в течение только трех дней. Объясняется это хотя бы тем, что все экспонаты съедобны. Три дня -- верный срок, чтобы слопать все сушки, весь хлеб и все конфетки, припасенные милыми инфантильными художницами.

«Жена пекаря», если продолжать аналогию с цирковым представлением, это своеобразный парад-алле, череда лучших трюков и номеров, никак между собой не связанных. Разве что съедобностью. Вот привязанные к воздушным шарикам сушки висят аккурат на уровне рта посетителя. Откусываешь кусок, и шарики улетают под потолок. Вот коробка иллюзиониста, из которой торчат руки и ноги. Ноги забавно дергаются, а руки кормят конфетами. Вот буханки хлеба, а в них части пластмассовых тел кукол Барби.

Казалось бы, ничего более беззащитного, чем все эти милые безделушки от La Cellule, придумать невозможно. Они вроде бы не выдерживают никакой конкуренции с коллегами -- современными художниками. Особой оригинальности послание не имеет. Никакой социалки, никакой возможности сложной интеллектуальной трактовки. Наконец, сам выставочный зал «Этажей» хоть и может сойти за концертную площадку, но обуздать этот гулкий цех двум хрупким дамочкам ох как нелегко. Это пространство больше годится для больших, массовых выставок и фестивалей. «Жена пекаря» здесь теряется, приютившись на небольшом пятачке у входа.

Новый наив

Да, это все так. Но La Cellule как раз из тех художников, которые свою неконкурентоспособность на арт-рынке умудряются сделать огромным плюсом. Именно в этой трогательной незащищенности, совершенно ребячьей наивности и есть главная сила Саго и Беккеман. Сами они как художники вовсе не наивны, уж будьте уверены. И глаз у них не детский. «Жену пекаря» можно было бы окрестить своеобразным новым примитивизмом. Этот проект старательно симулирует детское мировосприятие и пытается пробудить его таким образом во взрослом зрителе.

Зритель же, привыкший к акционистам, помешанным на интерактивности, игру в «Жену пекаря» радостно принимает. Только результат тут не тот, которого он обычно ожидает. Потребитель современного искусства настроен на подвох, ждет его постоянно. Он не удивится, если сушки окажутся набиты толченым стеклом, что в хлебе будет запечен динамит. А не увидев никакого подвоха, искренне радуется. Публика ценит такое отступление от общепринятых канонов. И благодарит от всей души за своеобразный гуманизм. В данном случае уже не за сушки и конфеты и даже не за смену экспозиции. Скорее за веселое времяпрепровождение.

Полная версия