Театр «Тень» открывает детям и родителям окно в мир
В театре «Тень» появились «Времена года». Спектакль на музыку одноименного цикла Антонио Вивальди поставили Арсений и Ольга Эпельбаум. Четырехсезонное представление с участием двух десятков детей за 40 минут, пройдя годовой природный цикл, покорило всех сидевших в зале пап и мам.
Дети природы
Сделанный всего за три репетиции спектакль в первую очередь рушит все представления о сроке подготовки эффектного театрального продукта. Если иметь в виду, что главные участники представления -- дети, то зрелище кажется небывалым. Впрочем, так можно сказать о каждом произведении театра «Тень». Если и возникает вопрос, откуда у людей берется столько фантазии, то сам собой приходит и ответ на него -- оттуда. То есть из уникальной одаренности хозяев театра Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. Причем на их сыне Арсении природа решила не отдыхать.
«Времена года» Арсения и Ольги Эпельбаум -- это, с одной стороны, детский мастер-класс. В то же время это полноценный спектакль. Его жанровое определение демонстрируется в начале представления на пюпитрах с помощью своеобразных партитур -- «музыкально-литературно-художественно-пластическая композиция». Дети в моцартовских паричках и черных бакалаврских плащах ритмично переворачивают листы партитур так, что по буквам складывается многосоставное название представления. Что будет дальше, нам не дано предугадать. Арсений Эпельбаум придумывал 40-минутный поток движущихся предметов и картинок целых два года.
Во «Временах года» участвуют разрисованные детьми с обеих сторон предметы: картонные сосульки, цветочные головки, стрекозы и бабочки, деревья и животные, дамы с собачками, русалки на ветвях, философы с газетами, целующиеся взрослые и влюбляющиеся дети, прохожие с зонтиками, слоны, водимые напоказ, и много чего другого. Теперь даже сам автор рисованно-картонно-раскладной головоломки затрудняется сказать, сколько изображений получилось, говорит: «От трехсот до пятисот».
Художественное и литература
Смысл словосочетания «художественная литература» стал во «Временах года» неожиданно буквальным. Уместность литературного сегмента в сложном названии композиции обусловлена не какими-то текстами или стишками. Слов в спектакле нет. Но они подразумеваются. Вот по «Весне» порхают огромные цветные бабочки. На их обороте дядя и тетя губками тянутся друг к другу. Бабочки? Любовь? Непременно вспомнится Набоков. Дети по очереди выставляют на стол предмет за предметом: кактусы, круглые шапки деревьев, фиалки в горшочках. Вдруг поворот, и изнанкой сплетенной косицей лианы оказывается разинутая крокодилья пасть. А несколько кактусов -- стоящей на задних лапках бодрой семейкой хомячков. Дальше -- больше.
«Весна» сменяется «Летом». Крона дерева вдруг раскрывается, как книга, и вот мы уже видим не дерево, а огромную голову слона. А из другой кроны вырастает длинная жирафья шея. Поток превращений неостановим. Каждой твари по паре -- получается Ноев ковчег. Понимают ли все это дети, неясно. Но как они увлечены своими действиями! Взрослая же публика всхлипывает. И антракт, ознаменованный появлением в зале соломенных мисок с красными яблоками (конец лета, Яблочный Спас), очень кстати. Все заулыбались, несмотря на грядущую «Осень».
Представляя унылую пору очей очарованьем, режиссер слегка изменил тактику. Осенние изображения людей с зонтами, гармошками, колясками плывут от одного края стола к другому на движущихся полосках. И все это картонно-фанерно-рисованное, двигаясь слева направо и справа налево, совершенно растапливает душу радостью узнавания магистральных образов нашего детства с книжкой под мышкой. С «Баснями Крылова», «Лукоморьем» и засаленными от частых просмотров картинками «Сказок» Корнея Чуковского. Ну а рождественскую «Зиму» как в театре «Тень», попросту говоря, лучше один раз увидеть.
Окно в мир
Сведя шекспировскую формулу «Весь мир -- театр» к домашнему знаменателю, авторы выставили ключевой декорацией белые оконные рамы распахнутого окна. Со стороны зала окно прикрывает время от времени уютная, в цветочек занавеска. Так что наблюдение за жизнью природы и людей ведется зрителями как бы из дому. «Мой дом -- моя крепость!» -- в детстве иного и быть не может. Такой вот первой инъекции театром для ребенка лучше не придумать. Как не придумать и лучшего музыкального сопроводителя мастер-класса в лице Антонио Вивальди.
Получив «подписанные самим Вивальди» дипломы участников «Времен года», дети потом поедали в фойе фруктовый торт. Но кто бы мог подумать, что, набив рот сладким и обмениваясь телефонами, они будут канючить у родителей, чтобы те снова записали их на участие во «Временах года». Что они всерьез будут заботиться, чтобы памятные дипломы не помялись, и проситься на дачу, где, оказывается, лежат позабытые с лета листы картона, старые краски и книжки с картинками. Вывод очевиден: детский дачно-христианско-календарно-творческий ресурс театру «Тень» удалось разбудить после долгой зимней спячки.