Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:51
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Шесть веков рисунка в Пушкинском музее

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «От Дюрера до Клее. Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV- XX веков из собрания музея». Экспозиция рассчитана прежде всего на знатоков.

В Белом зале и на колоннадах ГМИИ им. Пушкина экспонируется подборка немецких, австрийских и швейцарских рисунков XV-XX веков, состоящая из 250 листов. Это лишь 1/6 всего собрания рисунков школ немецкоязычного региона, хранящегося в музейных фондах. Все же 1,5 тыс. опусов опубликованы с аннотациями в двухтомном каталоге-резоне, к выходу которого и была приурочена экспозиция.

История коллекции

Выставка как научная публикация – не всегда впечатляющее мероприятие. По большей части она рассчитана на знатоков и специалистов-искусствоведов, способных оценить даже маргинальные и проходные вещи. Тем более что коллекция графики Пушкинского музея, какой бы она ни была обширной и многосоставной, все же не знаменитая венская «Альбертина». Немецкий рисунок, как и рисунок других западноевропейских школ, попадал в отдел графики ГМИИ от случая к случаю: после революции многое перешло в него из расформированного Румянцевского музея, из национализированных частных собраний, в 1930-е годы своими собраниями графики с музеем на Волхонке поделились Исторический музей и Эрмитаж. После войны в него вошла графика XX века из расформированного Музея нового западного искусства. Таким образом и сложилась неровная по качеству и представительности коллекция оригинальной графики немецкоязычных стран.

Краткое обозрение шести веков

В Пушкинском музее крайне мало вещей эпохи Позднего Средневековья и Ренессанса, и художники этого времени представлены в нем штучными вещами. Как, скажем, «Голова Сивиллы» (1430) верхнерейнского мастера и этюд Альбрехта Дюрера «Танцующие и музицирующие путти» (1495), для пущего эффекта еще и воспроизведенный на огромном панно-иллюстрации. Впрочем, понятно, почему Дюрера подняли на котурны: работ великого мэтра немецкого Возрождения в нашей стране практически нет. Есть небольшие рисунки Мартина Шонгауэра и Ганса Бальдунга Грина, ученика Дюрера, крошечный пейзаж Альтдорфера и несколько опусов художников-маньеристов Ганса фон Аахена и Йозефа Хейнца-старшего, работавших на рубеже XVI-XVII веков при дворе чешского короля-алхимика и австрийского императора Рудольфа II Габсбурга. Рисунок как эскиз к витражу был в ходу у художников швейцарских кантонов. Такими геральдическими композициями представлены Тобиас Штиммер и Христоф Мурер.

Век Просвещения дал Германии методичного рисовальщика классических ню Антона Рафаэля Менгса и талантливого жанриста-баталиста Даниэля Ходовецки. Эпоха романтизма удачно представлена несколькими сепиями и акварелями «сумрачного германского гения» Каспара Давида Фридриха. В остальном же XIX век заполнен художниками, так сказать, местного, национального значения. Хотя здесь нужно сделать исключение для мастерских этюдов «немецкого Репина» реалиста Адольфа Менцеля и импрессиониста Макса Либермана.

Наиболее удачная часть выставки – ее финал. В торцовом зале представлены мэтры немецкого модернизма -- гротески Пауля Клее («Маски» и «Куколки») и отчаянные цветовые видения экспрессиониста Франца Марка, сподвижника Кандинского. Продлевать же шестивековую историю немецкого рисунка до опусов художников ГДР вряд ли имело смысл.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама