Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:26
Москва
21 декабря ‘24, Суббота

Власти Москвы готовы потратить рекордную сумму на закупку противогололедных реагентов

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Количество закупаемых реагентов увеличилось почти в 1,5 раза. Новая технология, принятая год назад, предписывает использование на дорогах меньше жидких реагентов, больше твердых и новые комбинированные материалы. Эксперты считают, что ситуация на дорогах от этого лучше не станет. При этом специалисты уверены – применение такого количества реагентов нанесет большой ущерб экологии Москвы - солевая нагрузка на город вырастет в 2,5 раза.

Продолжается проведение открытых электронных аукционов на поставку противогололедных реагентов на дороги Москвы на зиму 2012-2013 гг. Власти Москвы готовы потратить на эти цели еще 3,4 млрд рублей, несмотря на двойную закупку, сделанную в прошлом году на рекордную сумму – 4,5 млрд рублей (стоимость прежних закупок на один сезон составляла 1,2-1,5 млрд рублей).

Уже известны несколько победителей торгов - ООО «НПО «Путевые технологии» и ЗАО ТД «Скоропусковский синтез», которые являются трейдерами Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ). Эти же предприятия стали победителями конкурса прошлого года и поставщиками реагентов, которые вызвали множество нареканий со стороны коммунальных служб и специалистов.

Департамент ЖКХ и Б Москвы действует в соответствии с новой технологией зимней уборки дорог. Как сообщают в Департаменте ЖКХ и Б г. Москвы, все требования природоохранного законодательства при этом соблюдены - новая технология получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы чуть меньше года назад – 12 сентября 2011 года. Несмотря на это, многие специалисты считают, что использование такого объема реагентов нанесет большой ущерб экологии города.

Зачем нужна новая технология?

Та технология зимней уборки дорог, которая применялась в Москве с 2004 по 2011 год, успешно решала вопрос борьбы с гололедом и снегом и отвечала требованиям, принятым во всем мире, при этом ее разработчикам удалось добиться заметного снижения солевой нагрузки с 360 до 130-150 тыс. тонн, считает специалист центра «За безопасность российских дорог» Владимир Беляев. Поэтому возникает вопрос, зачем вообще стали разрабатывать новую технологию?

«Нет, конечно, предела совершенству. Идеология во всем мире одинакова - основная цель – обеспечить пропускную способность и безопасность на дорогах, второе – это экологическая безопасность. Совершенствование технологии происходит ради снижения бюджета, ради снижения солевой нагрузки с возможным удешевлением материалов. Тут обратная картина – увеличение количества материалов, рост бюджета в разы и увеличение нагрузки на город. Весь мир борется за минимизацию воздействия на окружающую среду, все стараются нормы снизить», - говорит Владимир Беляев.

Согласен с этим мнением и кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник НИИ химических реактивов и особо чистых химических веществ Юрий Орлов. По его словам совершенствование технологии должно означать, прежде всего, снижение объемов реагентов, которые используются на дорогах, а правила новой технологии говорят как раз об обратном. «Совершенствование означает комплекс мер – современные машины, правильный состав реагентов, надежное метеообеспечение, достоверный прогноз погоды, организация мероприятий. Все это позволяют объем применяемых реагентов уменьшить, тогда можно говорить о том, что мы технологию усовершенствовали, а раздувание объемов потребления в два раза и увеличение при этом солевой нагрузки не имеет ничего общего с усовершенствованием»,- считает Юрий Орлов.

Правда, кандидат биологических наук, главный инженер проектов отдела экологического проектирования ООО «Институт Каналстройпроект» Мария Агаркова, которая входила в состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, рассматривающей проект технологии зимней уборки, считает, что у новой технологии, по сравнению со старой, все таки есть преимущества. Например, по ее словам, теперь в качестве основных противогололедных материалов используются твердые многокомпонентные реагенты, добавлены объекты дорожного хозяйства, на которых предусмотрено применение технологии - территории жилых домов и внутриквартальные проезды, где применяются комбинированные ПГР. Также добавлен раздел по санитарно-гигиеническим требованиям к обращению с ПГМ, ужесточены требования к ПГР (введены ограничения по наличию тяжелых металлов в ПГР, в 2 раза ужесточены требования по радиации, на 25% ужесточены требования по наличию нерастворимого осадка в ПГР, по некоторым видам ПГР откорректирован химический состав в сторону увеличения наиболее щадящих компонентов (формиатов) и введено обязательное требование вывоза 100% снега на снегосплавные пункты.

Назад в прошлое

Известно, что в 90-е годы в качестве основного противогололедного материала в Москве использовалась песко-соляная смесь, которую затем заменили на чистую соль. Тогда город испытывал серьезную солевую нагрузку – стали гибнуть зеленые насаждения, в воздухе появились аэрозоли, которые нарушали контактную сеть – тогда на улицы попадало около 350 тыс тонн солей. От этой технологии отказались и с 2004 по 2011 год в Москве действовала временная инструкция. Так, была разработана технология, с помощью которой удалось добиться значительного снижения объема используемых реагентов – солевую нагрузку на город удалось снизить в среднем до 147 тысяч тонн.

По словам Владимира Беляева, принятие новой технологии возвращает нас к прежним цифрам, то есть ведет к огромной солевой нагрузке на город. Так, по подсчетам специалиста, солевая нагрузка при использовании новой технологии составляет примерно 350 тыс тонн за сезон, то есть город возвращается к цифрам 90-х годов, и это при использовании современной техники и современных технологий.

Жидких реагентов станет меньше, а твердых больше

При этом объем использования жидких реагентов, которые как раз предупреждают образование гололеда, за счет которых можно было бы сократить общее количество реагентов, сокращается, зато растет объем твердых. Например, в новой технологии допускается использование до 135 тысяч тонн жидких реагентов в сезон (вместо 260 тыс, прописанных в предыдущей технологии), а количество твердых материалов, которые можно применять на улицах составляет 185-200 тысяч в сезон (до этого допустимыми зимой 2007-2008 гг считались 132 тыс. тонн, а в 2008-2009 годах 82 тыс. тонн). «Я считаю, что использование жидких реагентов – неотъемлемая часть разумной технологии применения в городе, это может минимизировать воздействие. Когда мы распределяем твердые реагенты, они свою функцию не выполняют, а оказываются на обочине, жидкие же реагенты, когда наносятся на дорогу для превентивной обработки, полностью сохраняются. Использование больших объемов жидких реагентов, по сравнению с твердыми, позволяло минимизировать экологическую нагрузку на город», - считает Юрий Орлов.

Комбинированные реагенты – дорогое украшение технологии?

Еще одно нововведение, которое испытали на себе улицы Москвы прошлой зимой, и которое ожидает город и в этом году и в будущем - это использование комбинированных противогололедных реагентов, состоящих из смеси солей и мраморного щебня. По новой технологии 40-50 тыс. тонн таких реагентов в сезон необходимо использовать на дворовых территориях и внутриквартальных проездах и 90-100 тыс. тонн на пешеходных зонах (тротуарах, остановках общественного транспорта).

По сути, новизна этих реагентов состоит в наличии в их составе такой добавки, как формиат натрия (соли муравьиной кислоты).

По словам Марии Агарковой, преимущество этой добавки в том, что это вещество не вступает в химические реакции и не образует токсичных соединений с другими веществами в почве, воздушной и водной среде - то есть по новой технологии происходит постепенная замена в общегородском балансе реагентов хлорсодержащих солей на биологически разлагаемые соли уксусной и муравьиной кислот (ацетаты и формиаты).

По мнению же Юрия Орлова, формиат натрия не обладает никакими выдающимися плавящими способностями, это просто дорогая добавка, которая увеличивает цену реагента по сравнению с обычными двухкомпонентными реагентами. Например, по информации сайта www.zakupki.gov.ru , где размещается информация о проведении открытых аукционов по закупке противогололедных реагентов, в нынешнем году, московский бюджет готов платить за тонну реагента, в состав которого входит формиат натрия 18483,12 рублей. По мнению эксперта Центра изучения региональных проблем Семена Ильина, эта цена сильно завышена. «Стоимость этой тонны – около 18 500 рублей, она сомнительна, все наши подсчеты показывают, что себестоимость этого вещества составляет 5-6 тысяч рублей за тонну», - говорит Семен Ильин.

Уже стали известны некоторые победители аукционов - ими стали ООО «Башхимпром», ООО «НПО «Путевые технологии» и ЗАО ТД «Скоропусковский синтез», сообщается на сайте www.zakupki.gov.ru. Известно, что «Путевые технологии» и «Скоропусковский синтез» являются трейдерами Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ). Эти же фирмы входили и в список победителей аукционов прошлого года. Исходя из информации, опубликованной на сайте, общая сумма, которую власти Москвы готовы потратить на закупку противогололедных реагентов на зиму 2012-2013гг (и это с учетом запасов прошлого года, оставшихся от двойной закупки, совершенной в 2011 году) составляет примерно 3,4 млрд. рублей.

Все эти средства будут потрачены на борьбу с гололедом в соответствии с новой технологией, в эффективности которой позволяют усомниться и мнения специалистов и отзывы коммунальщиков, которые еще прошлой зимой говорили о том, что новые реагенты не способны справиться со своей основной задачей.

Видимо, такая ситуация, когда на закупку огромных объемов реагентов тратится рекордное количество бюджетных денег, и все это по предписанию новой технологии, выгодна многим участников всей цепочки - и производителям, и трейдерам и чиновникам.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама