Терминал «Уралхима» может угрожать безопасности жителей Риги
Терминал Riga fertilizer terminal, построенный в рижском порту для транзита химических удобрений российского холдинга «Уралхим», может нести городу потенциальную опасность.
Достаточно любой случайности (непотушенный окурок, электрическая искра, удар молнии и т.д.) и терминал с аммиачной селитрой может взлететь на воздух. Тогда техногенная катастрофа моментально может привести к подрыву всего терминала Riga fertilizer terminal, а вместе с ним – и части Риги, сообщает Агентство Национальных новостей. Почему-то мэрия Риги и городская Дума не побоялись разрешить строительство в порту транспортного терминала «Уралхима», через который будут перевозиться подобные вещества.
Дело в том, что чуть более половины терминала (1 млн тонн в год) будет составлять аммиачная селитра всех видов. Осознавая опасность, которую таит в себе аммиачная селитра, некоторые страны вообще запрещают использование ее даже в сельском хозяйстве, а администрации портовых городов по всему миру, как правило, запрещают хранить в терминалах более 5000 тонн этого вещества. Рижский порт, по-видимому, обещает стать единственным в мире, где будет разрешено хранение 90 000 тонн аммиачной селитры, пишут журналисты латвийского информационного портала grani.lv.
Каждый день вагоны, груженные этим удобрением, могут пересекать центр Риги, вокруг Кундзиньсалы, где строится терминал, как на заказ – скопление терминалов, оперирующих нефтепродуктами и сжиженным газом.
Лоббизм интересов «Уралхима» имеется, по информации СМИ, в партии «Центра согласия» Нила Ушакова. По слухам, «голубое лобби» стоит за решением Рижской Думы от 26 июля 2011 года, когда парламент столицы Латвии, правящая коалиция которого состоит из «Центра Согласия» и LPP/LC, дал разрешение на строительство терминала для перевалки и хранения минеральных удобрений. Для принятия этого решения депутатам Рижской Думы пришлось не только проигнорировать мнение местных жителей, которые активно протестовали против строительства терминала «Уралхима», но и «не заметить» чисто финансовые аспекты, пишет АНН.
По слухам, Мазепин щедро заплатил за принятие решения о строительстве терминала «парламентским лоббистам». Крайне противоречивый проект по созданию в столице Латвии «химического терминала» единогласно одобрил Комитет городского развития Рижской Думы во главе с Сергеем Залетаевым, который, кстати, так же является членом именно «Центра Согласия». Депутатам Рижской думы хватило все шести с лишним минут для разрешения строительства на острове Кундзиньсала портового терминала, пишет АНН.
Более того, как ранее сообщал портал kompromat.lv, «Уралхим», возможно, уже был виновником экологической трагедии в Рижском порту. Это связано с событиями, имевшими место в Рижском порту утром 23 июля 2009 года, пишет издание. Тогда там произошла утечка опасных ядохимикатов. Местные власти произвели эвакуацию около 100 человек из близлежащих домов и предприятий в связи с угрозой взрыва и перекрыли движение по реке Даугаве. Людям запретили купаться от Царникавы до Юрмалы и брать воду из Даугавы, а также ловить в ней рыбу. К слову, жители, проживающие в Зиемельском районе Риги, на территории которого и произошло ЧП, позже жаловались, что их слишком поздно известили об инциденте. Их встревожили полицейские патрули: они курсировали по улицам и призывали к эвакуации, подробных объяснений при этом не давая. Многие же вообще узнали об этом из СМИ.
Долгое время никто не мог с уверенностью определить: кому принадлежит взрывоопасное вещество. Веществом этим оказался циангидрин ацетона – бесцветная легковоспламеняющаяся, ядовитая жидкость с запахом синильной кислоты. Характерно, что в числе возможных владельцев опасного груза называлась и корпорация «Уралхим».
Вообще, строить подобные потенциально небезопасные заводы вблизи такого города – думается, может только «Уралхим», который, как известно, никогда не уделял особого внимания экологии. На счету «Уралхима» имеется целый ряд других аварий за пределами Латвии.
Напомним о нескольких случаях.
Громкий скандал разгорелся в 2010 году, когда Ростехнадзор отказался выдавать ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (входят в ОАО «Уралхим») лицензию на обращение с опасными отходами. По данным ведомства, «такое решение связано, в том числе, с фактом допущения к деятельности по транспортировке отходов предприятия сотрудников, не имеющих свидетельств на право работы с отходами 1-4 класса опасности».
Минприроды РФ 3 февраля 2010 года распространило заявление, в котором просило возбудить уголовное дело против руководства ВМУ и охранного предприятия (ЧОПа) комбината, не допустивших специалистов природоохранного министерства и представителей прокуратуры на территорию предприятия для проверки.
В июле 2009 года на химическом предприятии «Азот», который также входит в «Уралхим», произошел пожар в результате разгерметизации трубопровода с турбинным маслом. «Азот» – одно из крупнейших предприятий среди отечественных производителей аммиака и азотных удобрений.
В начале февраля 2009 года в результате разгерметизации оборудования под высоким давлением произошел разрыв трубы паропровода в помещении одного из цехов ЗАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината». Произошла утечка паровоздушной смеси с содержанием аммиака. В результате аварии один человек погиб, еще один получил травмы.
В мае 2010 года река Вятка в Кировской области в районе водозабора Кирова была загрязнена из-за аммонийного азота, попавшего с территорий шламохранилищ Кирово-Чепецкого химкомбината. Тогда в связи с сильным загрязнением Вятки администрация Кирова даже вводила ограничение питьевого водоснабжения в городе. Тогда Росприроднадзор выдал предписание компании «Уралхим» по принятию мер для реабилитации загрязненной территории к 2012 году. О результатах этой работы пока, естественно, не известно.
Экологически неспокойными предприятия «Уралхима» признавались не только в России, но и во Франции. В 2010 году акции протеста остановили во Франции строительство завода «Уралхима». Российский химический холдинг тогда на протяжении трех лет добивался разрешения на размещение своего производства в порту Дьеппа, но упорно получал отпор от местных жителей и представителей фракции «зеленых» и социалистов в местном парламенте.
Получается, что предприятия «Уралхима», уже не раз зарекомендовавшие себя в России, как экологически опасные, теперь могут нанести ущерб экологии и другого государства – Латвии. Во Франции местные власти устояли перед «обаянием Мазепина» и не допустили строительство завода. В Латвии ситуация иная. Остается только догадываться, как Дмитрию Мазепину удалось добиться единогласного одобрения Комитетом городского развития Рижской Думы проекта строительства в столице Латвии столь опасного «химического терминала». В цивилизованной Европе только очень весомые аргументы могут перевесить интересы избирателей, но вряд ли даже самые весомые из них могут быть поставлены выше безопасности граждан.