География интересов Алекса Ровта: от ТоАЗа до Yara
В Европе разгорается новый коррупционный скандал.
Норвежское национальное управление по уголовному преследованию и расследованию преступлений в сфере экономики и окружающей среды расследует несколько случаев коррупции в одном из ведущих в мире производителей минеральных удобрений, норвежском холдинге Yara International, в котором государству принадлежит крупный пакет акций, сообщает Агентство Политических Новостей. Еще в прошлом году Yara сама обнародовала сведения о серьезных нарушениях в деятельности сразу трех подразделений компании - в Ливии, Индии и Швейцарии. Финансовый директор Халлгейр Стурвик и Тур Холба, возглавляющий производственный сектор компании, подозреваются в даче взяток чиновникам этих стран для продвижения Yara на местных рынках. В конце мая этого года Стурвик и Холба вынуждены были подать в отставку. Им грозят обвинения в коррупции.
Это событие вызвало в тихой Норвегии огромный общественный резонанс и стало одной из главных тем в СМИ. Журналисты газеты Dagens Naeringsliv даже провели собственное расследование. В его ходе вскрылись и другие, не менее интересные факты, имеющие непосредственное отношение к России. Издание выяснило, что к коррупции в Yara причастен Алекс Ровт - американский мультимиллиардер украинского происхождения и крупный игрок на мировом рынке минеральных удобрений, в сферу интересов которого входят нефтехимические предприятия России и некоторых стран СНГ, главным образом, Украины.
В процессе расследования норвежские журналисты установили, что Ровт в свое время помог Yara выйти на рынок удобрений в Украине, России и странах черноморского региона. За это Yara несколько лет подряд выплачивала фирме Ровта IBE Trade по 12-15 миллионов долларов ежегодно. По официальной версии, компания Ровта получала деньги за содействие при покупке аммиака - сырья, необходимого в производстве минудобрений. Но в действительности это была дань, которой Алекс Ровт обложил норвежцев за их присутствие на рынках удобрений России и Украины. Dagens Naeringsliv вскрыло также тот факт, что с Ровтом работали те же Стурвик и Холба, и это не могло не насторожить внутреннюю службу по борьбе с коррупцией Yara, которая тут же заинтересовалось соглашением, подписанным холдингом с IBE Trade. Но, поздно – оказалось, что в феврале этого года соглашение было предусмотрительно аннулировано. Журналисты попытались взять у Алекса Ровта комментарий, однако он отказался раскрыть какие-либо подробности, открестился от знакомства со Стурвиком и Холба и своей причастности к коррупции, но признал, что «знает Yara уже 20 лет».
Небоскреб за наличные
Эта история заставила изрядно понервничать топ-менеджеров Yara. Тогда как их деловой партнер, Алекс Ровт, хранит олимпийское спокойствие. И чувствует себя весьма неплохо, если в разгар коррупционного скандала совершает такие покупки, как небоскреб на Манхеттене.
Этой весной года мультимиллиардер Алекс Ровт (в прошлом – Александр Киселев) родом из закарпатского Мукачева купил офисное здание на знаменитой Уолл-стрит. Заплатил за небоскреб $303 млн. Причем наличными. Украинское издание «Факты и комментарии» отмечает: «Сделка, которая была осуществлена без посредничества брокеров, стала одной из самых запоминающихся в истории торговли недвижимостью на Манхэттене. Ведь случаи, когда покупатель платит наличными, в Америке довольно редки, а уж тем более, когда сумма превышает 300 миллионов долларов. Впрочем, газета «Нью-Йорк таймс» пишет, что оплата наличными — это, похоже, фирменный стиль Алекса Ровта, владеющего еще 23 зданиями в Нью-Йорке. Например, в 2011 году он приобрел шестиэтажный дом в одном из самых престижных районов Нью-Йорка — Верхнем Ист-Сайде. Особняк, построенный в 1905 году по заказу магната Генри Слоуна, в 2011-м был выставлен на аукцион за долги его очередных владельцев. За час до окончания торгов господин Ровт приобрел так называемый особняк Слоуна, заплатив наличными 33 миллиона долларов. «Прежний дом слишком мал для моей жены, в нем всего тысяча квадратных метров, — с улыбкой комментировал Ровт покупку особняка Слоуна. — Надеюсь, что в новом доме у меня, наконец, появится место, где я смогу спокойно выкурить сигару».
Сегодня Ровт считается одним из богатейших бизнесменов в мире и входит в список «Форбс» 400 самых богатых американцев с состоянием $1,6 млрд. Скандал с Yara и другие эпизоды биографии Ровта наглядно демонстрируют, что эти деньги он заработал методами, которые очень часто входили в противоречие как с российским, так и с европейским законодательством.
О Ровте уже достаточно писали российские СМИ. Рассказывали о том, как он пришел в нефтехимический бизнес в начале 90-х годов по протекции бывшего министра по производству минеральных удобрений СССР, а ныне сенатора от Воронежской области Николая Ольшанского. И о том, как они завладели незаконным путем россошанскими «Минудобрениями», и как Ровт «зашел» на северодонецкий «Азот», оставив с носом украинское государство. Под ровтовский business-style «деньги – всегда из воздуха» и на них тоже, недавно попал даже могущественный Аркадий Ротенберг. После долгих уговоров и консультаций Ровта Ротенберг обошел Дмитрия Фирташа и все-таки купил за $1,3 млрд. кипрский офшор Yaibera, на который были записаны 80% россошанских «Минудобрений». Причем Ровт так «наконсультировал» Ротенберга, что тот, как утверждают аналитики химического рынка, переплатил за «Минудобрения» чуть ли не в два раза дороже.
Враждебное поглощение
Наверное, нет ни одного проекта, в который не был бы готов ввязаться Алекс Ровт, если видит, что он может принести ему большие и легкие деньги. Рейдерская атака на одного из крупнейших производителей аммиака в мире, самарское предприятие «Тольяттиазот» (ТоАЗ) – лишнее тому подтверждение. В захвате ТоАЗа Ровту помогает миноритарный акционер предприятия – ОХК «Уралхим». Источник, хорошо знающий ситуацию на ТоАЗе, утверждает: Ровт в процессе захвата консультирует владельца этого холдинга Дмитрия Мазепина. «Тольяттиазот» - сегодня единственное в стране независимое химическое предприятие и при этом достаточно успешное. В конце 2011 года началась новая рейдерская атака на ТоАЗ. Практически сразу стало понятно, что Мазепин любыми способами хочет получить доступ к управлению и финансам компании. В ход пошли все традиционные рейдерские средства: проверки госорганов, возбуждение уголовных дел, грязные информационные кампании в СМИ. А когда претензии предъявил некий офшор Eurotoaz Limited, который объявил себя правопреемником совместного российско-венгерского предприятия «Евротоаз», в середине 90-х гг. владевшего небольшим пакетом акций ТоАЗа, сомнений в том, что атаку организовал именно Ровт, уже не осталось.
Иностранными партнерами в СП «Евротоаз» были Алекс Ровт и его давний компаньон Имре Пак. А единственным учредителем современного Eurotoaz до недавнего времени был двоюродный брат Ровта Георгий Галантай. Факт выхода Галантая в конце прошлого года из состава учредителей фирмы, участники рынка и российские СМИ объяснили тем, что Ровт решил передать, а точнее продать проект «дело Eurotoaz». Покупателем выступил Дмитрий Мазепин, получивший взамен еще один инструмент давления на ТоАЗ, главным образом, в судах. Как видно, Алекс Ровт активно участвует в этом рейдерском захвате. Американский бизнесмен не одно десятилетие испытывает нездоровый интерес к тольяттинскому предприятию. Ведь свои миллиарды он сделал как раз на трейдинге минеральных удобрений и сырья для них и добился успеха – в 2008 году компания мультимиллиардера IBE Trade контролировала около 13% мировых продаж аммиака и почти 7% аммиачной селитры. В начале 90-х гг. через компанию Ровта продавал свою продукцию и «Тольяттиазот» - настолько мощен был административный ресурс Ольшанского. Вынужденный работать с посредником, завод терял огромные средства. Начало конфликту было положено в середине 90-х – когда предприятие наконец-то смогло избавиться от трейдера.
История с Eurotoaz – гринмейл чистой воды, который нынче обрел второе дыхание в корпоративных конфликтах. Поначалу в судах офшор представлял Евгений Седыкин, некогда работавший в «Тольяттиазоте». О том, что его нанял и инструктировал Ровт, Седыкин сам рассказывал следователям. Из протокола допроса следует, что весной 2009 года к Седыкину обратился представитель компании Eurotoaz Limited, зарегистрированной в Дублине, и предложил встретиться. Со слов Седыкина, на встрече он представился Алексом Ровтом и предложил тому «за материальное вознаграждение выступать от указанной организации в качестве представителя по всем вопросам, касающимся акций ОАО «Тольяттиазот», находящихся в собственности компании Eurotoaz Limited». Седыкин согласился, но дело у Ровта с таким партнером пошло ни шатко, ни валко – последним заинтересовались правоохранительные органы, суды встали на сторону ТоАЗа. Поэтому в прошлом году Ровт нашел более могущественного союзника – владельца ОХК «Уралхим».
Так что же это за Доктор Зло мирового рынка минеральных удобрений, который обладает способностью подчинять своей воле и руководителей ведущих европейских компаний, и правительственных чиновников, и даже влиятельных предпринимателей из списка «Форбс»? Ответ на этот вопрос уже сейчас могли бы дать правоохранительные органы многих европейских государств и стран постсоветского пространства, где наследил Алекс Ровт, но почему-то медлят с ним. Очевидно, собирают неопровержимую доказательную базу…